Тема урока. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, Антонимы

Цели: развивая ассоциативное мышление, дать понятие о группах слов по лексическому значению; учить систематизировать полученные сведения; прививать интерес к межпредметным связям. Оборудование: иллюстрации к переносному значению слов, иллюстрации к теме. ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания Выставка рисунков, выявление прямого и переносного значения слов; оценка работ. II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос – Что такое лексика?

– Что называется лексикологией? – Какие значения есть у слова? (Лексическое и грамматическое) – Какие группы слов по количеству лексических значений существуют? (Однозначные, многозначные) – Как называется художественный прием, созданный на основе переносного значения? (Олицетворение) III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1.

Слово учителя В русском языке много слов. Все они по разным признакам делятся на группы. Так, по значению, среди слов выделяют три основных группы: омонимы, синонимы, антонимы.

С некоторыми их этих групп вы уже знакомы.

2. работа с иллюстрациями Внимательно рассмотрите иллюстрации.

– На каких картинках изображены одинаковые предметы? С чем Это сходство у нас ассоциируется? (С близнецами: рис. 1) Бывают слова-близнецы, они также одинаковы внешне, но име Ют разное лексическое значение, как и близнецы – разный харак Тер, привычки (коса: коса из волос, коса для косьбы). – На какой картинке размещены очень похожие (по форме, цвету, качествам) предметы? (рис.

2) Так же, как у братьев сходятся вкусы, у синонимов есть общие компоненты лексического значения (красный – алый). – Сравните оставшиеся иллюстрации. Что в них явно противоположно? Как мы назовем эти отношения?

Давайте начертим таблицу и занесем туда яркие признаки, по Которым определяются эти группы. (Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя, с демонстрацией иллюстративного материала.) Омонимы (одинаково пишутся) Синонимы (похожие лексические значения) антонимы (противоположные значения) Близнецы Братья Враги Русая коса – железная коса Красный, алый Правый – левый 3. работа с учебником (§ 20) Заполните таблицу 3-4 примерами (по колонкам), пользуясь материалом параграфа. V. Закрепление изученного материала
1.

Диктант-миниатюра с лексическим заданием Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть? Жалили, куда попало, им за это и попало. (Я.

Козловский) – Подчеркнуть омонимы, устно объяснить их значение. – Слова, одинаково звучащие, но разные по значению и написанию, называются ОМОФОНЫ (“фон” – звук).

– Найдите омофоны в написанном тексте. 2. Тренировочные упражнения Упр. 226, 229, 242.

VI. Итог урока
– На какие группы по лексическому значению делятся слова? – Дайте характеристику каждой группе.

– Приведите примеры. VII.

Домашнее задание
Теория по учебнику. Высокий уровень Упр. 243.

Достаточный уровень, средний уровень Упр. 227, 231, 241. VIII. “На закуску” В лесу родилась необычная елочка: вместо веток на ней появились наречия, отвечающие на вопросы КАК? и КОГДА?

Поищите слова-антонимы для второй половины веток. Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку Взять словари синонимов, антонимов, омонимов в библиотеке или принести из дома (см. урок № 62).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, Антонимы