Тема урока: Трудовой договор. Понятие и виды индивидуального трудового договора
Вид урока : изучение нового материала. Цели урока :
1) образовательные:
1) повторить ранее изученный материал (понятия право, закон,
Иерархия законодательства в трудовом праве);
2) охарактеризовать существенные акты трудовых
Правоотношений – коллективный и трудовой договоры;
2) воспитательные:
1) воспитание отношения к проблемам права и правового решения трудовых споров;
3) развивающие: развитие речи, внимания, памяти, логического
Мышления и творческого воображения, развитие умения анализировать полученную
Знать: Основные понятия Коллективный договор, трудовой договор, трудовая книжка, Требования к содержанию трудового договора Уметь: Составлять трудовой договор, выделять ключевые позиции, участвовать в дискуссии
Оборудование :
Учебное пособие: Никитин А. Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений. – М: Дрофа, 2006. – § 51.
Учебное пособие: Певцова Е. А. Право: Основы правовой
Учебное пособие: Шиян В. И. Трудовое право: Учебное пособие. – М: МГИУ, 2008. – 172 с. – Тема 9, 10.
Боголюбов Л. Н. Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. – М: Просвещение, 2005.
Трудовой кодекс РФ.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).
Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации. Отв. ред. А. Л. Сафонов. – М: Библиотека журнала “Справочник кадровика”, 2006.
Трудовая книжка без ошибок. Наглядное пособие. 54 примера. – Справочник кадровика, 2009. – 36 с.
Основные понятия уроков : коллективный трудовой договор, трудовой договор.
План двух уроков :
Понятие трудового договора. Участники трудовых правоотношений.
Основания прекращения трудового договора.
Изучение темы рассчитано на 2 урока. Задача учителя заключается в правильном распределении учебного времени, которое необходимо распределить для теоретического изучения темы и выполнения практической работы.
В качестве практических заданий к уроку можно предложить знакомство с правильным заполнением трудовой книжки – основного документа работника, подтверждающего стаж работы. Форма задания ученику может быть предложена следующей: подготовить презентацию (4-6 слайдов) с рассказом о типичных ошибках при заполнении трудовой книжки (с консультацией инспектора отдела кадров школы, а также с использованием методических пособий № 7 и № 9 из списка Оборудования).
Интересной для учащихся может стать ролевая игра “Устройство на работу”, в которой необходимо четко отработать важные этапы, сформулированные на слайде № 16 презентации к уроку.
Ход урока: I.
Организационный момент. Проверка наличия учащихся, согласно списку, выяснения причин отсутствия, если таковые имеются. П. Актуализация полученных ранее знаний. Вопросы для повторения:
Что такое право, закон? Каковы отличия между этими понятиями?
Назовите источники трудового права.
Какова иерархическая соподчиненность источников трудового права?
III. Изучение нового материала.
Просмотр презентации. Фиксирование важных моментов (положений, терминов) в рабочей тетради. Цель просмотра: ознакомиться с понятием и содержание трудового договора, порядком его заключения. Ознакомиться с основными документами работника, порядком и правилами их ведения.
Закрепить изученный материал с помощью решения интерактивных задач и тестовых заданий.
IV. Проверка ЗУН по изученной теме:
Решение тестовых заданий (5) (см. ответы);
Решение задач № 1 и 2 из презентации к уроку.
V. Закрепление изученного на уроке.
Вопросы для повторения:
Что такое индивидуальный трудовой договор?
Кто является участником трудовых правоотношений?
Назовите алгоритм действий работника при трудоустройстве.
Какие документы предъявляются кандидатом на трудоустройство потенциальному работодателю?
VI. Подведение итогов урока. Объявление, комментирование и
Выставление оценок.
Домашнее задание: Подготовить заявление о приеме (увольнении) на работу.