Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог



Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге Цели: учить различать прямую, косвенную речь и диалог; формировать навыки правильного их оформления и расстановки знаков препинания; способствовать развитию общей культуры. ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания – Какие стихи Э. Успенского вы прочитали?

– Зачитайте сложные предложения, которые вы выписали. II. Актуализация опорных знаний
Индивидуальный опрос у доски Диалог и знаки препинания при нем. Примеры. III.

Постановка целей и задач урока
IV.

Объяснение нового материала
1. Прямая и косвенная речь Работа с материалом для наблюдения Записываются предложения (без комментария сверху и в скобках). Прямая речь 1) “Интересно, в чем придет профессор на лекцию в этот раз?” – Слова автора думала Марина Рубинова. Слова автора Прямая речь 2) Любую свою лекцию он начинает радостно: “Дорогие друзья!

Сегодня я расскажу вам о том, где вы давно желали побывать”.

(сложноподчиненное предложение – СПП) 3) Марина думала о том, как будет одет на лекции профессор в этот раз. (Косвенная речь) – Найдите в первых двух предложениях слова, которые принадлежат

думающему или говорящему человеку и приводятся дословно.

Это – прямая речь. Надпишите. – Найдите слова, которые поясняют данные.

Это – слова автора. Надпишите. – Прямая речь может находиться перед словами автора, а мо Жет – после.

Знаки препинания при оформлении таких предложе Ний будут разными. Схемы 1) “П (?!

)”,- а. 2) “П,- а,- п”. 3) А: “П (!?)”. Обратите Внимание!

В первой схеме точки после прямой речи быть не может!

Во второй схеме прямая речь прерывается и кавычки закрываются только после ее окончания. – Если мы хотим передать слова, которые услышали, но не можем точно вспомнить их, то воспользуемся косвенной речью.

– Среди записанных нами найдите предложение с косвенной речью. Определите вид предложения. (СПП) – Найдите другие СПП среди записанных предложений.

2. Диалог – С пунктуационным оформлением диалога мы с вами уже Знакомы.

Диалог – это разновидность прямой речи. – В чем отличие диалога от прямой речи? Прямая речь Диалог 1. Одно лицо 1. Два лица 2.

Реплики заключаются в кавычки 2. Перед репликой ставится тире 3. Записываются фразы в строчку 3. Реплика каждого лица записывается с новой строки 3. работа с учебником V. Закрепление изученного материала
1. Слово учителя – В начале нашего урока мы записали предложение, где гово Рилось об одежде.

А так ли важно, во что человек одет? Оказывает Ся, важно. Давайте запишем текст и подумаем над ним.

2. Диктант – Только некультурный человек выйдет на улицу в рваной обуви, грязном костюме или запачканном платье,- сказал мне однажды приятель.

– А откуда взялась эта культура? – спросила я. – Почитай книгу,- ответил мой приятель и протянул мне свою любимую в синей обложке. Я пришла домой, открыла книгу и пробежала глазами текст: “Старые русские традиции требовали к выходу на улицу готовиться тщательно и без торопливости, потому что показаться неряхою перед земляками и иностранными гостями считалось большим проступком”. Когда я дочитала книгу до конца, я узнала много интересного.

Петр I, например, даже издал указ о том, что нужно усердно следить за чистотой верхней одежды. 3.

Работа с текстом диктанта 1) Найдите в тексте диалог, прямую речь, косвенную речь. 2) Составьте схемы диалога, прямой речи. 3) Переделайте предложение с прямой речью, чтобы оно соответствовало схеме: “П (?!)”,- а. VI. Итог урока
– Что такое прямая речь? – Как она выделяется на письме? – Приведите пример прямой речи. – Как выделяется на письме диалог? VII.

Домашнее задание
Теория по учебнику. Высокий уровень Придумайте и запишите по 1 предложению с прямой речью по теме “Как нужно одеваться”. Достаточный уровень Упр.

125 Средний уровень Упр. 127 Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку РМ: распечатка контрольных вопросов для каждого учащегося: – Что такое синтаксис? – Что изучает пунктуация?

– Что такое основа предложения? Как она называется по-другому? – Расскажите об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым. – Какими бывают предложения по цели высказывания? – Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Приведите примеры. – Расскажите о второстепенных членах предложения. – Каковы основные признаки однородных членов предложения? – Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. – Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? – Что вы знаете о вводных словах?

– Каковы основные признаки сложного предложения? – Какие виды сложных предложений вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? – Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме? – Что такое косвенная речь?

– Как выделяется на письме диалог?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог