Конспект урока на тему “Выборы и референдум: право или обязанность?”

Урок по теме: “Выборы и референдум: право или обязанность?”

Л. Н. Акинина,

МОУ “Основная общеобразовательная школа №2”, г. Старый Оскол, Белгородской области

Цели урока:

1) Ознакомление учащихся с сущностью и принципами избирательной системы РФ, различными видами избирательных систем, процедурой выборов в РФ.

2)Формирование у учащихся аналитических умений и навыков, аналитического мышления, применения полученных знаний на практике, умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику избирательного процесса.

3) Воспитание у учащихся активной гражданской позиции.

Оборудование: Презентация по теме урока, фрагменты документов, задача, анкета.

Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательные комиссии.

План урока (на доске).

1. Выборы в Российской Федерации.

2. Референдум в Российской Федерации.

Ход урока

На доске написана тема урока, план урока, можно поместить агитационные материалы с избирательных кампаний (по выбору учителя)

Ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение по теме “Выборы в истории человечества”.

I. Вступительное слово учителя, в котором он раскрывает цели, знакомит с планом урока, отмечает, что с выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории и сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества.

Сообщение учащегося “Выборы в истории человечества”.

Примерный текст

Человеку и человечеству вообще свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть “первобытной демократией”. В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были четко приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия… Сменялись государства и формы народовластия. В калейдоскопе форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которого состоялось в 1265 году.

Это был орган сословного представительства, состоящий из палаты лордов и палаты общин. Последняя формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и два горожанина от каждого крупного города. Английский парламент стал прообразом представительной власти современного типа.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: “Мир – великий человек”, “Куда мир – туда и мы”, “Мы от мира не отметчики”, “На миру и смерть красна” и др.

В период московского царства при государе для решения важных вопросов возникли Земские соборы, в состав которого входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов и т. д. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т. д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

Следует упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального Собрания – Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 года. Первоначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции.

Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе, и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

Вскоре после принятия “сталинской” Конституции 1936 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М. Пришвин записал в дневнике 26 июня 1938 года: “Голосование походило на торжественные похороны: молча люди шли к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции”.

Даже зачинатель перестройки М. Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С падение коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все более соответствовать цивилизованным принципам народоправства.

Учитель: Итак, изменилась политическая и экономическая ситуация в стране, изменилось законодательство о выборах, да и само отношение к ним тоже.

Обратимся к Конституции РФ, как она трактует выборы в нашем государстве.

Ученики работают со слайдом, анализируя статью 32 Конституции РФ.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Учитель: Итак, кого мы выбираем?

Ученики работают со слайдом:

Дикторов телевидения

Начальников отделений милиции

Депутатов Государственной Думы

Депутатов городской Думы

Генерального прокурора РФ

Членов Конституционного Суда РФ

Президента РФ

Президентов республик в составе РФ

Депутатов законодательных органов власти субъектов федерации

Членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и Т. п.)

Патриарха всея Руси

Директора школы

Учитель: теперь мы рассмотрим основы избирательного права РФ.

Работа со слайдами “Избирательное право граждан”, “Принципы участия граждан РФ в выборах”.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока на тему “Выборы и референдум: право или обязанность?”