Тема урока – Рассказ А. П. Платонова о школе

Цели урока

Формирование представлений учащихся о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери.

Знакомство учащихся с диалогом. Обучение детей чтению диалогов.

Материал для чтения

А. П. Платонов “Еще мама” (1я часть).

Оборудование урока

Записи на доске творческих находок детей.

Словарь на доске.

I. Закрепление изученного материала

1. Проверка домашнего задания

(Ребята читают наизусть наиболее понравившиеся стихотворения В. Д. Берестова и объясняют, почему они выбрали именно

это стихотворение.)

2. Работа над загадками В. Д. Берестова

(Можно провести эту работу в следующей форме: один ученик читает загадку, а ребята хором говорят отгадки.)

П. Работа над новым материалом

1. Вступительное слово учителя. Краткий рассказ о писателе

Учитель. Ребята, сегодня мы будем читать рассказ Андрея Платоновича Платонова “Еще мама”. В нем писатель изображает день, который бывает в жизни каждого человека и является очень важным событием: это самый первый день в школе.

Детские рассказы Платонова отличаются тем, что автор хорошо понимает и раскрывает душу ребенка, точно изображает

характерные для этого возраста мысли и речь.

В художественных текстах Платонова мир, окружающий маленького человека, изображен огромным, прекрасным и разумным: в нем все живое и имеет душу: и камни, и ветер, и жук, и солнце, и облако, у каждого предмета есть свой голос и свой характер.

В необычное название рассказа “Еще мама” писатель вложил его главный смысл, который мы постепенно начнем с вами раскрывать. В учебнике этот рассказ поделен на пять частей. Сегодня мы с вами прочитаем первую часть рассказа.

Послушайте текст и сравните то, о чем рассказывает писатель, с вашими воспоминаниями о первом школьном дне: так ли вы его восприняли, как герой рассказа, или у вас было подругому?

2. Чтение учителем текста

Рассказ очень эмоциональный, поэтому лучше, чтобы его прочитал учитель и своей интонацией передал чувства и настроения героев, особенность платоновского стиля повествования.

3. Беседа после чтения

(Учащиеся обсуждают прочитанное стихотворение по вопросам учителя:

Хотел ли мальчик идти в школу?

А у вас какое желание было перед поступлением в 1й класс? Расскажите.

Дети обмениваются своими воспоминаниями о первом школьном дне в прошлом году, находят сходное и различное в настроении и поведении своем и героя, связанном с началом школьной жизни.)

Учитель. А как вы поняли, почему Артем не хотел идти в школу?

Дети. Он очень любил свою маму и не хотел оставлять ее одну.

Учитель. Давайте прочитаем текст еще раз и проследим, как автор изображает чувства главных героев.

4. Повторное чтение текста

(Ребята читают текст по небольшим смысловым частям. Попутно ведется словарная работа с использованием раздела “Предварительное чтение”. Чтение проводится вслух по цепочке.

По ходу чтения дети отвечают на вопросы.

Вопросы к первой смысловой части:

Любил ли мальчик маму и заботился ли о ней? Найдите слова, подтверждающие ваш ответ.

А мама любила мальчика? Какие слова и поступки подтверждают ее любовь?

Какие слова мамы показались вам странными? Как их можно объяснить?

Почему прежде мягкая рука мамы показалась сыну твердой?

А почему мама ведет мальчика в школу вопреки его желанию?

Вторую смысловую часть дети читают самостоятельно и выполняют задание: найти в тексте слова, рассказывающие о том, кто больше о ком заботился.

Вопросы к третьей смысловой части:

Найдите в тексте слова, доказывающие, почему мама оставила сына на полдороге от школы.

Какие чувства испытывали мать и сын? Как автор об этом рассказывает?

О ком был разговор матери с сыном перед разлукой? Почему Артем назвал учительницу “чужой”?)

5. Уточнение значения слов и выражений

(Дети с помощью иллюстраций в учебнике уточняют значение следующих слов и выражений: лиственный лес рубленая школа долгий порядок домов.)

6. Знакомство с диалогом

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, что в тексте очень много предложений, начинающихся с тире. Что обозначает этот знак перед предложением?

Ученица. Тире показывает, что эти слова говорит какойлибо герой.

Учитель. Совершенно верно. Иногда автор своими словами пересказывает речь героя, а иногда прямо передает разговор героев дословно и делает это так, чтобы было как в жизни, когда люди разговаривают друг с другом.

Разговор двух или нескольких героев называется Диалогом.

Давайте посмотрим, сколько человек говорят между собой в тексте, который мы сейчас читаем.

Ученик. Два: мама и сын.

Учитель. А еще чьи слова здесь есть?

Ученик. Автора.

Учитель. Давайте прочитаем начало текста по ролям.

(Ребята читают начало текста по ролям, со словами автора. Затем учитель предлагает авторскую речь опустить, а прочитать только “живой” разговор мамы с Артемом, и ребята перечитывают эту часть без слов автора.)

Учитель. А теперь перечитайте еще раз про себя речь мальчика: что в ней вам покажется интересным и необычным?

(Ребята обмениваются мнениями. Учитель обращает их внимание на особенность платоновских диалогов: с разговорными сокращениями, неправильностями, повторами слов, несвойственными литературной речи, но тонко и точно передающими устную речь деревенского мальчика, живой детский язык.)

7. Работа над интонацией при чтении диалогов

(При чтении текста по ролям учитель обращает внимание на то, что часто в авторской речи есть слова, которыми он подсказывает, с каким чувством, настроением говорит герой, например: “обрадовался Артем”, “засмеялась мать”, “мать вздохнула”, “тихо произнес” и т. д.

Учащиеся находят эти авторские реплики в тексте и подчеркивают их, чтобы затем прочитать с соответствующей интонацией.)

8. Работа над главной мыслью первой части

Учитель. Подумайте, что главное в этой части? Как бы вы ее озаглавили?

(Ребята подбирают заглавия. Учитель записывает их на доске и предлагает выбрать из них такие, которые отразили бы главную мысль данной части: трогательные чувства любви и заботы двух близких людей – матери и сына.

Такая работа предваряет большое и сложное понятие в дальнейшем чтении художественных текстов – понятие о теме произведения.)

Домашнее задание. Самостоятельно познакомиться с содержанием второй части рассказа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока – Рассказ А. П. Платонова о школе