Тема урока. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь

Цели: повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем; расширять словарный запас учащихся; познакомить с требованиями к выполнению проекта; воспитывать эрудированного собеседника, умеющего применить свои знания в жизни. оборудование: книга н. Ходза.

Новые проделки Хитрюшкина (Ленинград: Детская литература, 1968); словарь фразеологизмов; “Критерии оценивания проекта” (рм). Ход урока
I. опрос по домашнему заданию: ситуация общения II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1.

Интрига Инсценировка заранее подготовленным учащимся монолога главного героя рассказа “Хитрюшкин вышел из себя” с иллюстрациями. Возможно использование материала книги н. Ходза “новые проделки Хитрюшкина” (Ленинград: Детская литература, 1968).

2. Слово учителя – Какие моменты монолога изображены на рисунках?

– Скажите, ребята, почему мы улыбались при рассматривании рисунков? (Иллюстрации к фразеологизмам в их прямом значении) – Как вы думаете можно назвать раздел науки о языке, изучающий устойчивые фразы, которые часто имеют переносное значение? (Фра – 3. Запись определения из учебника Или со слов учителя Фразеология – это… 4. Сообщение учащегося по теме “Фразеология” 5. Лабораторная работа
Задание Запишите выражения из монолога Хитрюшкина, которые мы с вами услышали. В них замените часть слов синонимами и понаблюдайте, изменится ли смысл. расскажите о своих впечатлениях.

– Лопнул от досады – разорвался от досады; – взял себя в руки – забрал себя в руки; Подпрыгнул до потолка – подпрыгнул до люстры; вышел из себя – выбежал из себя. 6. Сообщение результатов наблюдений Вывод Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, единое целое, поэтому разрушать его нельзя, он будет являться одним членом предложения. IV.

Закрепление материала 1. Игра “назовите фразеологизм” “Змейка”.

Кто не смог назвать – выбывает из игры. Параллельно необходимо выборочно записать фразеологизмы в тетради с расшифровкой значения (при ответах можно пользоваться учебником). 2.

Слово учителя – Угадайте, о чем идет речь. Его задирают, зазнаваясь; им клюют, засыпая; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его воротят, если что-то не нравится; под него суют, если вы чего-то не замечаете. (Нос) – Как вы думаете, откуда появились фразеологизмы остаться с но Сом и зарубить на носу?

А вот как толкуются фразеологизмы со словом нос в книге В. а. Ивановой, г. а.

Панова, З. а. Потихи “Тайны родного языка”. Эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании. 3. Задание Напишите изложение-миниатюру по тексту. Мы часто говорим: остаться с носом, т. е. потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным (или, соответственно, оставить с носом – одурачить кого-то).

Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т. е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке – “калым”). Сравните – на вынос, носить. если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения: показать нос, натянуть нос, водить за нос.

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней разные заметки, зарубки. 4. “Давайте познакомимся” Учитель демонстрирует словарь фразеологизмов. Приводит примеры фразеологизмов с толкованием. – Держаться в тени – быть незаметным; За обе щеки – с аппетитом; Намылить голову (шею) – обругать; Много воды утекло – прошло много времени. V. Домашнее задание
Теория по учебнику. Высокий уровень Работа с проектом.

Создание собственного словаря фразеологизмов (срок – 7 дней). Инструкция к созданию индивидуального кратковременного проекта 1.

Подобрать не менее 10 фразеологизмов. 2. Дать их толкование, опираясь на “Словарь фразеологизмов”. 3. Оформить книжку с иллюстрациями. Критерии оценивания (выдаются желающим работать с проектом) Обложка 2 балла Вступление от автора (теория) 2 балла Иллюстрации 2 балла Объем 2 балла Страница – содержание книги 2 балла Эстетика (аккуратность) исполнения 2 балла Достаточный уровень, средний уровень Подготовиться к выставке: сделать рисунки к фразеологизмам, имея в виду прямое значение (как у Хитрюшкина), объяснить значение фразеологизмов.

Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку Распечатка этимологии наиболее распространенных имен (Л. Успенский “Слово о словах”, с. 604-629).

1 группа – Александр (греч. ) – защитник людей. Сравните со словами “скафандр” (лодка-человек) и “алексин” (защитное вещество в крови животных). – Алексей (греч.) – защитник. Сравните с Александром.

Торжественно-книжная форма – Алексий. – Анатолий (греч.) – восточный. – Андрей (греч. ) – мужественный, храбрец. – Анна (евр. ) – благодать. 2 группа Валерий, Валерия – (рим.) – от римского “валерэ” – быть здоровым. Виктор, Виктория (рим. ) – победитель, победа. “Аве, Виктор!” (“Здравствуй, победитель!”) – возглас, которым римляне встречали полководцев в дни триумфов.

Галина (греч.) – тишина, кротость, в частности штиль на море, тихая погода. Геннадий (греч.) – родовитый. Сравните “генеалогия” (родословная). – Дмитрий (Димитрий) (греч. ) – принадлежащий Деметре, богине земли. Евгений, Евгения (греч.) – благородный.

Елена (догреч. ) – толкования неточны: избранная, светлая, пламенник. 3 группа Зоя (греч. ) – жизнь. Сравните со словами “зоо-логия” (наука о живых существах), “палео-зой” (эпоха древнейшей жизни в геологии).

Игорь (сканд.) – от “вар” – воинство, сила. Первоначально – одно из имен-эпитетов бога-громовержца. Ирина (греч.) – мир.

Михаил (евр.) – богоподобный, божественный. Николай (греч. ) – победитель народов. Татьяна (греч.) – устроительница, учредительница.

Юрий (от Георгий, слав. от греч.) – земледелец.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь