Тема урока. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь

Цели: повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем; расширять словарный запас учащихся; познакомить с требованиями к выполнению проекта; воспитывать эрудированного собеседника, умеющего применить свои знания в жизни. оборудование: книга н. Ходза.

Новые проделки Хитрюшкина (Ленинград: Детская литература, 1968); словарь фразеологизмов; «Критерии оценивания проекта» (рм). Ход урока
I. опрос по домашнему заданию: ситуация общения II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение

нового материала
1.

Интрига Инсценировка заранее подготовленным учащимся монолога главного героя рассказа «Хитрюшкин вышел из себя» с иллюстрациями. Возможно использование материала книги н. Ходза «новые проделки Хитрюшкина» (Ленинград: Детская литература, 1968).

2. Слово учителя — Какие моменты монолога изображены на рисунках?

— Скажите, ребята, почему мы улыбались при рассматривании рисунков? (Иллюстрации к фразеологизмам в их прямом значении) — Как вы думаете можно назвать раздел науки о языке, изучающий устойчивые фразы, которые часто имеют переносное значение? (Фра —

3. Запись определения из учебника Или со слов учителя Фразеология — это… 4. Сообщение учащегося по теме «Фразеология» 5. Лабораторная работа
Задание Запишите выражения из монолога Хитрюшкина, которые мы с вами услышали. В них замените часть слов синонимами и понаблюдайте, изменится ли смысл. расскажите о своих впечатлениях.

— Лопнул от досады — разорвался от досады; — взял себя в руки — забрал себя в руки; Подпрыгнул до потолка — подпрыгнул до люстры; вышел из себя — выбежал из себя. 6. Сообщение результатов наблюдений Вывод Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, единое целое, поэтому разрушать его нельзя, он будет являться одним членом предложения. IV.

Закрепление материала 1. Игра «назовите фразеологизм» «Змейка».

Кто не смог назвать — выбывает из игры. Параллельно необходимо выборочно записать фразеологизмы в тетради с расшифровкой значения (при ответах можно пользоваться учебником). 2.

Слово учителя — Угадайте, о чем идет речь. Его задирают, зазнаваясь; им клюют, засыпая; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его воротят, если что-то не нравится; под него суют, если вы чего-то не замечаете. (Нос) — Как вы думаете, откуда появились фразеологизмы остаться с но Сом и зарубить на носу?

А вот как толкуются фразеологизмы со словом нос в книге В. а. Ивановой, г. а.

Панова, З. а. Потихи «Тайны родного языка». Эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании. 3. Задание Напишите изложение-миниатюру по тексту. Мы часто говорим: остаться с носом, т. е. потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным (или, соответственно, оставить с носом — одурачить кого-то).

Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т. е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке — «калым»). Сравните — на вынос, носить. если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения: показать нос, натянуть нос, водить за нос.

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней разные заметки, зарубки. 4. «Давайте познакомимся» Учитель демонстрирует словарь фразеологизмов. Приводит примеры фразеологизмов с толкованием. — Держаться в тени — быть незаметным; За обе щеки — с аппетитом; Намылить голову (шею) — обругать; Много воды утекло — прошло много времени. V. Домашнее задание
Теория по учебнику. Высокий уровень Работа с проектом.

Создание собственного словаря фразеологизмов (срок — 7 дней). Инструкция к созданию индивидуального кратковременного проекта 1.

Подобрать не менее 10 фразеологизмов. 2. Дать их толкование, опираясь на «Словарь фразеологизмов». 3. Оформить книжку с иллюстрациями. Критерии оценивания (выдаются желающим работать с проектом) Обложка 2 балла Вступление от автора (теория) 2 балла Иллюстрации 2 балла Объем 2 балла Страница — содержание книги 2 балла Эстетика (аккуратность) исполнения 2 балла Достаточный уровень, средний уровень Подготовиться к выставке: сделать рисунки к фразеологизмам, имея в виду прямое значение (как у Хитрюшкина), объяснить значение фразеологизмов.

Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку Распечатка этимологии наиболее распространенных имен (Л. Успенский «Слово о словах», с. 604-629).

1 группа — Александр (греч. ) — защитник людей. Сравните со словами «скафандр» (лодка-человек) и «алексин» (защитное вещество в крови животных). — Алексей (греч.) — защитник. Сравните с Александром.

Торжественно-книжная форма — Алексий. — Анатолий (греч.) — восточный. — Андрей (греч. ) — мужественный, храбрец. — Анна (евр. ) — благодать. 2 группа Валерий, Валерия — (рим.) — от римского «валерэ» — быть здоровым. Виктор, Виктория (рим. ) — победитель, победа. «Аве, Виктор!» («Здравствуй, победитель!») — возглас, которым римляне встречали полководцев в дни триумфов.

Галина (греч.) — тишина, кротость, в частности штиль на море, тихая погода. Геннадий (греч.) — родовитый. Сравните «генеалогия» (родословная). — Дмитрий (Димитрий) (греч. ) — принадлежащий Деметре, богине земли. Евгений, Евгения (греч.) — благородный.

Елена (догреч. ) — толкования неточны: избранная, светлая, пламенник. 3 группа Зоя (греч. ) — жизнь. Сравните со словами «зоо-логия» (наука о живых существах), «палео-зой» (эпоха древнейшей жизни в геологии).

Игорь (сканд.) — от «вар» — воинство, сила. Первоначально — одно из имен-эпитетов бога-громовержца. Ирина (греч.) — мир.

Михаил (евр.) — богоподобный, божественный. Николай (греч. ) — победитель народов. Татьяна (греч.) — устроительница, учредительница.

Юрий (от Георгий, слав. от греч.) — земледелец.


Тема урока. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь