Тема урока. языковая тема (контрольное списывание). Аудирование



Цели: проверить уровень знаний по теме, умения и навыки их использования; развивать Внимание, самостоятельность и ответственность при выполнении контрольных заданий; воспитывать старательность, аккуратность. Ход урока
I. Постановка целей и задач урока
II. контрольное списывание (или диктант) Подбирает учитель самостоятельно, исходя из уровня подготовки учащихся. III. Аудирование Музеи СЛОВ “Делать лексикон” значит “составлять словарь”.

Занятие, казалось бы, спокойное и мирное, а современник Петра І феофан Прокопович в черных красках рисует это занятие: “Всех мук роды сей един труд в себе имеет!

” неужели и верно эта работа хуже каторги? Почему? Она делится на два важных этапа.

Сначала нужно собрать все слова, которые интересуют лексикографа, потом их “истолковать”, объяснить.

Ни в том, ни в другом случае никто не может полагаться на свою память: нет людей, которые держали бы в голове все слова того или иного языка, знали все их значения. Вы не понимаете слова гном, я забыл глагол ерничать, а ваш друг даже представления не имеет о существительном

диоптр. мы не включили бы их в словарь, не сумели бы правильно выяснить их смысл. а все они употребляются в русской литературе.

Значит, прежде всего, необходимо собрать как можно большую коллекцию слов русского языка, общего современного языка, древнерусского или одного из областных диалектов, в зависимости от того, чем именно мы хотим заняться. Сборы эти всегда и во всех случаях оказываются делом трудоемким и нелегким. Было время, когда им занимались одиночки-энтузиасты на свой страх и риск. Знаменитый наш лексикограф Владимир Даль посвятил почти всю свою сознательную жизнь составлению большого словаря народной речи.

Начал он его юношей, закончил старцем. Вот что он рассказывает: “С той поры, как составитель этого словаря себя помнит.., жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, записывал (он) их без всякой иной цели и намерения, как для памяти, для изучения языка, потому что они ему нравились…

Прошло много лет, и записи эти выросли до такого объема, что при бродячей жизни (В. Даль был по профессии военным врачом) стали угрожать требованиям для себя особой подводы… Живо припоминаю пропажу моего вьючного верблюда еще в походе 1829 года, в военной суматохе, перехода за два до Адрианополя.

Товарищ мой горевал о любимом кларнете своем, оставшемся, как мы полагали, туркам, а я осиротел с утратою своих записок; о чемоданах с одеждою мы мало заботились. Беседа с солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения языка, и все это погибло! К счастью, казаки подхватили где-то верблюда с кларнетом и записками и через неделю привели его в Адрианополь.

Бывший же при нем денщик мой пропал без вести…” Это было в 1829 году, а первый том словаря Далю удалось выпустить только в 1861 году. Тридцать лет непрерывного самоотверженного труда позволили ему собрать около 200 000 русских слов, создать книгу из 4 томов, которая и сейчас не утратила цены и значения. Но Даль, не будучи языковедом, не имея специальной подготовки, работал один. Поэтому словарь его изобилует ошибками, неверными толкованиями, неосновательными догадками.

Теперь дело изучения слов русской речи ведется иначе. Теперь им занимаются не одиночки, а крепкие коллективы ученых, сотрудников языковедческих учреждений.

И те коллекции, которые ими скапливаются, не уместились бы ни на каких “подводах” и “верблюдах”: они составляют грандиозные картотеки, целые любопытнейшие “музеи слов”. (По Л. Успенскому) Примечание.

Исходя из того, что на практике аудирование не вызывает сложностей у учащихся, количество вопросов увеличено до 12, а вариантов ответа – 4 (требования программы – 6 вопросов с 3-мя вариантами ответа). 1.

“Делать лексикон”…: А) разговаривать; Б) работать со словарем; В) составлять словарь; Г) придумывать рассказ. 2. В. Даль – это…

: А) лексикограф; Б) филолог; В) денщик; Г) учитель. 3. Почему Даль стал собирать слова? А) “Потому что они ему нравились”; Б) этим он зарабатывал себе на жизнь; В) хотел стать писателем; Г) его попросили.

4. Что случилось с Далем при переходе в Андрианополь? А) Пропал верблюд с записями; Б) пропал кларнет; В) его ранили; Г) украли часы. 5. Сколько лет собирал Даль материал для создания словаря? А) 5 лет; Б) 10 лет; В) 20 лет; Г) 30 лет.

6. В каком году вышел 1 том его словаря? А) В 1829; Б) в 1840; В) в 1861; Г) в 1917. 7. Сколько слов в словаре Даля? А) Около тысячи; Б) около 100 тысяч; В) около 200 тысяч; Г) больше миллиона.

8. Словарь Даля… : А) иногда с ошибками, неверными толкованиями; Б) точный; В) выдуманный; Г) весь собран на основе догадок. 9. Даль собирал слова…: А) с командой самоучек-единомышленников; Б) один; В) с другом-языковедом; Г) работая в институте в команде. 10. “Музей слов” – это… : А) верблюды с записями; Б) домашняя библиотека; В) словари; Г) картотеки слов в языковедческих учреждениях. 11.

Текст написан в…: А) научном стиле; Б) публицистическом стиле; В) художественном стиле; Г) деловом стиле. 12. Хватать на лету – это означает…: А) ловить в воздухе; Б) быть быстрым; В) легко усваивать; Г) брать понравившееся.

IV. Домашнее задание
Повторить выученное стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема урока. языковая тема (контрольное списывание). Аудирование