Тема урока. Текст и его основные признаки
Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся. оборудование: таблицы понимания (рм); карточки для работы в 4 группах. Ход урока
I.
Опрос по домашнему заданию Сообщения учащихся “Сложные случаи. Окончания существительных во множественном числе”. II. Актуализация опорных знаний
1. объяснительный
Интересные Обряды А. а. пластов “жатва” Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской Губернии мух выгоняли последним снопом.
Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза.
При этом приговаривали: Уходи, муха, вон, Хозяин идет в дом. Ты лето летовала, Дай мне зиму зимовать. После этого ставили сноп к иконам. 2. пятиминутка
Что я узнал Развернутый ответ В конце урока 4. Как применить в жизни полученные сведения Развернутый ответ В конце урока 5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные Развернутый ответ В течение урока или в конце урока III. Постановка целей и задач урока
IV.
Объяснение нового материала
1. Запись Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2.
Слово учителя – Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым.
Такая связь называется цепной. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого. Такая связь называется параллельной.
Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верным слову – верность слову); местоимений (человек – он); синонимов (книга – издание; сочинение – произведение, творение). – Расскажите, как и при помощи чего связаны предложения в тексте “Интересные обряды”.
3. признаки текста Работа с учебником (с. 219). Связность. Завершенность.
Членимость. Информативность.
Подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста. 4. Структура текста Текст Абзац – н Раздел –] Глава – м Часть – м Том V. Закрепление материала 1. работа в группах (4 группы) Задание Восстановить текст, исходя из признаков, характерных для текста. Проставить знаки препинания.
КАРТОЧКА 1 1. Встречая ее, все, кто может, отправляются в церковь на Крестный ход. 2. Они пели духовные стихи о воскресении Иисуса Христа, прославляя Господа своим пением. 3. Пасха церковный праздник величайшего духовного торжества и ли – кования.
4. К шествующим присоединялись убогие слепцы которые существовали подаянием. Ответ. 3, 1, 4, 2. КАРТОЧКА 2 1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.
2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции. 3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором. 4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде – русские много пели любили и ценили песню.
Ответ. 2, 4, 3, 1. КАРТОЧКА 3 1. Петров день – 29 июня по старому стилю, праздник первоверхов-ных апостолов Петра и Павла. 2. Поэтому в летописях нередко говорится о трех или четырех солнцах. 3. В Петровскую ночь никто не спал все “караулили солнце”.
4. Народные обряды и поверья этого дня связаны с солнцем. 5. Люди верили в необычное горение солнца говорили что оно “играет”, разделяясь на многочисленные разноцветные круги. Ответ. 1, 4, 5, 2, 3. КАРТОЧКА 4 1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, “как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся”, “как малые ребята горох воруют, через тын перелезают”, “как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается”. 3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника. 4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись “козой”, представлял публике потешный танец с медведем.
Ответ. 3, 1, 2, 4. 2. проверка выполнения задания – Какой общей темой можно объединить все эти тексты? – Как вы считаете, для чего мы сегодня их использовали в своей работе? VI. Итог урока
Заполнение таблицы понимания. Листики сдаются учителю для анализа и дальнейшей коррекции. VII.
Домашнее задание
Теория по учебнику. Для всех Повторить 5 орфограмм (лаг-лож; раст-рос; кас-кос; гар-гор; зар-зор). Высокий уровень, достаточный уровень Сделать по 2 карточки с 4-5 предложениями, которые перепутаны, но собираются в текст при обмене местами (по образцу работы в классе).
Средний уровень Выполнить упражнение 376.