План сочинения — Своеобразие гоголевской сатиры

Своеобразие гоголевской сатиры

I. Вступление

Сатира как высмеивание недостатков и пороков челове­ка и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик). Сатира как важная часть русской литературы — как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и по­сле него.

II. Главная часть

1. Объект гоголевской сатиры — это прежде всею пош­лость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира нмп-г очень широкий тематический диапазон; не случайно Гоголь писал о замысле «Ревизора»:

«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом по­смеяться над всем».

2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне — помещики и чиновники:

а) сатирическую критику помещиков Гоголь развертывает в «Мертвых душах». Характеры Манилова, Собакевича, Ко­робочки и др. строго индивидуальны, но за пестротой поме­щичьих типов просматривается и общее: застой, мертвен­ность, отсутствие духовных интересов, полное нежелание и неумение работать и вообще делать хоть что-нибудь полезное. Гоголь же

видел идеал помещика в человеке, который сумел бы стать полезным и своим крестьянам, и государству. Гии такого помещика он попытался вывести во втором томе поэмы (Костанжогло);

б) сатира на чиновничество содержится и в «Мертвых ду­шах», и в «Ревизоре». Главным пороком чиновничества Го­голь считал нарушение им интересов государства, ради со­блюдения которых оно, собственно, и поставлено. Чиновник по самой логике вещей должен быть честен, справедлив, уважать закон, осуществлять государственную власть.

Исли чиновник ведет себя прямо противоположным образом, то он подрывает власть и авторитет монарха. Не случайно в финале «Ревизора» проводится идея, что настоящий ревизор, посланный самим царем, наведет порядок и выведет всех на чистую воду. Основными же пороками чиновничества Гоголь считал казнокрадство и лихоимство.

3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей приро­де, ни в коем случае не носила революционного характера. Го­голь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостни­чество, монархию), а лишь отклонения от нормы.

4. Гоголь один из лучших в мировой литературе масте­ров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель вирту­озно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).

5. Вместе с тем смех Гоголя не бездумен и не развлекате­лен. По собственному признанию, писатель «озирал жизнь» «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему сле­зы». Гоголь видел свою задачу сатирика в том, чтобы выста­вить па всеобщее обозрение все пороки общества, высмеять их и тем самым заставить людей задуматься над собой, испра­вить их.

В этом Гоголь наследовал традиции просветитель­ской сатиры (Кантемир, Фонвизин и др.).

III. Заключение

На традиции, заложенные Гоголем, опирались впоследст­вии многие русские писатели-сатирики: Щедрин, Чехов, Зо­щенко, Булгаков и др. Однако сатира Гоголя до сих пор оста­ется неповторимой и глубоко оригинальной.


План сочинения — Своеобразие гоголевской сатиры