План сочинения — Своеобразие гоголевской сатиры
Своеобразие гоголевской сатиры
I. Вступление
Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик). Сатира как важная часть русской литературы — как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и после него.
II. Главная часть
1. Объект гоголевской сатиры — это прежде всею пошлость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира нмп-г очень широкий тематический диапазон; не случайно Гоголь писал о замысле «Ревизора»:
2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне — помещики и чиновники:
а) сатирическую критику помещиков Гоголь развертывает в «Мертвых душах». Характеры Манилова, Собакевича, Коробочки и др. строго индивидуальны, но за пестротой помещичьих типов просматривается и общее: застой, мертвенность, отсутствие духовных интересов, полное нежелание и неумение работать и вообще делать хоть что-нибудь полезное. Гоголь же
б) сатира на чиновничество содержится и в «Мертвых душах», и в «Ревизоре». Главным пороком чиновничества Гоголь считал нарушение им интересов государства, ради соблюдения которых оно, собственно, и поставлено. Чиновник по самой логике вещей должен быть честен, справедлив, уважать закон, осуществлять государственную власть.
Исли чиновник ведет себя прямо противоположным образом, то он подрывает власть и авторитет монарха. Не случайно в финале «Ревизора» проводится идея, что настоящий ревизор, посланный самим царем, наведет порядок и выведет всех на чистую воду. Основными же пороками чиновничества Гоголь считал казнокрадство и лихоимство.
3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей природе, ни в коем случае не носила революционного характера. Гоголь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостничество, монархию), а лишь отклонения от нормы.
4. Гоголь один из лучших в мировой литературе мастеров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель виртуозно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).
5. Вместе с тем смех Гоголя не бездумен и не развлекателен. По собственному признанию, писатель «озирал жизнь» «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Гоголь видел свою задачу сатирика в том, чтобы выставить па всеобщее обозрение все пороки общества, высмеять их и тем самым заставить людей задуматься над собой, исправить их.
В этом Гоголь наследовал традиции просветительской сатиры (Кантемир, Фонвизин и др.).
III. Заключение
На традиции, заложенные Гоголем, опирались впоследствии многие русские писатели-сатирики: Щедрин, Чехов, Зощенко, Булгаков и др. Однако сатира Гоголя до сих пор остается неповторимой и глубоко оригинальной.