План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

I. Вступление

Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа – состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание – основа формирования культуры, от­сюда важность этой проблемы в романе.

Воспитание в широком смысле слова – формирование личности.

II. Главная часть

1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования в России почти не поставлено (воспитание Онегина, “мы все учились понемногу…”, воспитание

Татьяны и Ольги).

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?:

а) воспитание в среде столичного дворянства:

– воспитание Онегина. Его личность формируют требова­ния, обычаи и мнения света; культурная обстановка в среде столичной дворянской интеллигенции (знакомство с Кавери­ным, Автором, театр и т.п.); книги (довольно бессистемное чтение в основном иностранных авторов, к концу романа – западноевропейских романтиков, в основном Байрона);

– воспитание и образование Ленского. Оно проходило “в Германии туманной”,

под влиянием немецкой романтической философии и литературы. В результате Ленский совершенно не понимает действительной русской жизни, плохо разбирает­ся в людях (“он сердцем милый был невежда”);

б) воспитание в среде провинциального дворянства:

– воспитание Ольги (и подобных ей барышень) сводится к усвоению практических навыков. Личность не развивается ду­ховно. Это – типичное воспитание и типический характер (см. Словарик);

-воспитание Татьяны проходит под воздействием двух различных факторов: с одной стороны, это влияние книжного Запада (Татьяна увлекается сентиментальными романами Ри­чардсона и Руссо), с другой – традиции русской националь­ной культуры (рассказы няни, русская природа, народные об­ряды, “привычки милой старины”). Это выгодно отличает ее от остальных героев (Татьяна – цельная личность с сильным характером и твердыми нравственными принципами), но и ее воспитание также неполноценно, отрывочно, бессистемно (читает те же книги, которые читала ее мать).

III. Заключение

Пушкинский идеал воспитания личности – соединить высокую европейскую образованность с традициями рус­ской национальной культуры, в просвещении “стать с веком наравне”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading...

План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина “Евгений Онегин”