План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова



Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова

I. Вступление

Художественная деталь – минимальная образная подроб­ность в художественном произведении. (Подробнее см. Сло­варик.)

II. Главная часть

1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художествен­ной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде всего в том, что он умеет одной-двумя деталями выразить сущность того или иного явления.

2. Детали портрета.

Подробное описание внешности чело­века Чехов заменяет, как правило, деталью-впечатлением (“…она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохо­жего гадюка…” – “В овраге”). Такая деталь обыкновенно вы­ражает и авторское отношение к персонажу.

3. Психологические детали. Здесь Чехов также старается одной-двумя деталями выразить сущность эмоционального состояния или перемену в настроении персонажа. Так, при по­следнем свидании с Котиком Старцев вспомнил свою моло­дость и любовь, и “в душе затеплился огонек”, но почти тут же он “вспомнил про бумажки (деньги), которые он

по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас” (“Ионыч”).

4. Степень художественного обобщения при помощи об­разной детали иногда достигает у Чехова такой глубины, что детали становятся своего рода символами (см. Словарик). Так, образ “футляра” в описании Беликова (“Человек в футляре”) становится воплощением целой психологии; “Палата № 6” символизирует весь уклад русской жизни конца XIX века; “серый забор с гвоздями” обозначает общее состояние несво­боды (эта деталь используется Чеховым неоднократно, напри­мер в рассказах “Палата № 6”, “Дама с собачкой”, “Невеста” и др.); изображение всяческой еды становится символом “ле­нивого счастья” и т.п. (“Душечка”, “Ионыч”, “Крыжовник”).

III. Заключение

В использовании художественных деталей Чехов, с одной стороны, наследовал опыт своих предшественников (в осо­бенности Гоголя), а с другой – являлся смелым новатором.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова