План сочинения – Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Женские образы в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

I. Вступление

В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Тол­стой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В “Войне и мире” их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской пози­ции в романе, – это Наташа Ростова, княжна Марья, Элен.

II. Главная часть

1. Наташа Ростова. Это, безусловно, самая любимая

ге­роиня Толстого, во многом выражающая его идеал женщины. “Сущность ее жизни была любовь”, – говорит про нее автор. Это не только любовь к князю Андрею или Пьеру, но любовь ко всем людям: к матери, брату, Соне, к совершенно незнако­мым ей раненым, для которых она решительно освобождает подводы от разного домашнего скарба, и т.д. Это прежде всего христианская любовь.

Другая важнейшая черта Наташи – ис­кренность и естественность в любой ситуации, будь то ее пер­вый бал, святочное гулянье, охота, объяснение с Денисовым или с князем Андреем

и т.п. Не случайно Толстой и знакомит читателя с Наташей в тот момент, когда она так непосредст­венно врывается в гостиную, нарушая все правила этикета.

Наташа, как и пушкинская Татьяна, – “русская душою, сама не зная почему”, и это качество очень дорого Толстому, пото­му что благодаря этому Наташа оказывается сопричастной на­родной правде, национальным истокам (пляска Наташи в доме дядюшки, ее молитва, ночь в Отрадном). На первый взгляд иногда кажется, что в эпилоге Толстой изобразил совсем дру­гую Наташу, “приземленную”, ограниченную семейным кру­гом, но на самом деле Наташа остается для Толстого все той же, естественной, и ее образ в эпилоге так же выражает тол­стовский нравственный идеал.

2. Во многом близка Наташе и княжна Марья. Как поло­жительные стороны ее характера, с точки зрения Толстого, можно отметить любовь, абсолютное отсутствие эгоизма, веру в Бога, стремление помогать людям. В ее жизни было совсем немного событий, но ее внутренняя жизнь очень интенсивна.

Суть ee состоит в идее христианского служения людям и са­мопожертвовании. Сколько мы видим княжну Марью в рома­не, она всегда живет ради других: ради отца, брата, маленько­го Николушки, ради своих крестьян, ради “божьих людей” и т.д. От собственного счастья она готова всегда отказаться, хо­тя иногда и не без горечи и внутренней борьбы (ее размышле­ния о том, что если князь Андрей женится на Наташе, то ей уже нельзя будет выйти за Николая).

3. Полной противоположностью Наташе и княжне Марье является Элен. В ней Толстой как будто нарочно собрал все, что он не принимал в женщинах. Главное, Элен извращает саму идею любви: в ней она или грубо похотлива или – чаще – хо­лодно-расчетлива (отношения с Пьером, проблема, за кого лучше выйти замуж, и т.п.) В Элен нет ни капли естественно­сти, ее поведение всегда преследует совершенно определенные цели.

Конечно, не приходится говорить и о христианских чув­ствах, о возможности самопожертвования и т.п. “Где вы – там разврат, зло”, – говорит о ней Пьер.

В Элен нет именно того, что Толстой считал главным, – “простоты, добра и правды”. В отличие от Наташи и княжны Марьи Элен очень красива, но красива холодной, бездушной красотой; у нее не может быть таких глаз, как у Наташи (“жи­вые, веселые”) или княжны Марьи (“лучистые”).

III. Заключение

Женские образы в “Войне и мире” позволяют Толстому еще раз поставить главный для него вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading...

План сочинения – Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”