План сочинения – Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Женские образы в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”
I. Вступление
В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В “Войне и мире” их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской позиции в романе, – это Наташа Ростова, княжна Марья, Элен.
II. Главная часть
1. Наташа Ростова. Это, безусловно, самая любимая
Другая важнейшая черта Наташи – искренность и естественность в любой ситуации, будь то ее первый бал, святочное гулянье, охота, объяснение с Денисовым или с князем Андреем
Наташа, как и пушкинская Татьяна, – “русская душою, сама не зная почему”, и это качество очень дорого Толстому, потому что благодаря этому Наташа оказывается сопричастной народной правде, национальным истокам (пляска Наташи в доме дядюшки, ее молитва, ночь в Отрадном). На первый взгляд иногда кажется, что в эпилоге Толстой изобразил совсем другую Наташу, “приземленную”, ограниченную семейным кругом, но на самом деле Наташа остается для Толстого все той же, естественной, и ее образ в эпилоге так же выражает толстовский нравственный идеал.
2. Во многом близка Наташе и княжна Марья. Как положительные стороны ее характера, с точки зрения Толстого, можно отметить любовь, абсолютное отсутствие эгоизма, веру в Бога, стремление помогать людям. В ее жизни было совсем немного событий, но ее внутренняя жизнь очень интенсивна.
Суть ee состоит в идее христианского служения людям и самопожертвовании. Сколько мы видим княжну Марью в романе, она всегда живет ради других: ради отца, брата, маленького Николушки, ради своих крестьян, ради “божьих людей” и т.д. От собственного счастья она готова всегда отказаться, хотя иногда и не без горечи и внутренней борьбы (ее размышления о том, что если князь Андрей женится на Наташе, то ей уже нельзя будет выйти за Николая).
3. Полной противоположностью Наташе и княжне Марье является Элен. В ней Толстой как будто нарочно собрал все, что он не принимал в женщинах. Главное, Элен извращает саму идею любви: в ней она или грубо похотлива или – чаще – холодно-расчетлива (отношения с Пьером, проблема, за кого лучше выйти замуж, и т.п.) В Элен нет ни капли естественности, ее поведение всегда преследует совершенно определенные цели.
Конечно, не приходится говорить и о христианских чувствах, о возможности самопожертвования и т.п. “Где вы – там разврат, зло”, – говорит о ней Пьер.
В Элен нет именно того, что Толстой считал главным, – “простоты, добра и правды”. В отличие от Наташи и княжны Марьи Элен очень красива, но красива холодной, бездушной красотой; у нее не может быть таких глаз, как у Наташи (“живые, веселые”) или княжны Марьи (“лучистые”).
III. Заключение
Женские образы в “Войне и мире” позволяют Толстому еще раз поставить главный для него вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы.