План сочинения: Размышления о мироустройстве в лирике Мартынова
Размышления о мироустройстве в лирике Л. Н. Мартынова
1. Мир поэзии Мартынова – это мир необычайных превращений, метаморфоз, мир невиданных прежде скоростей, который во многом противоречит логике здравого смысла. Поэта всегда занимали универсальность и целостность мировых событий, он обращался к проблемам бытия в больших масштабах. Перед взором поэта открывались, с одной стороны, огромная Вселенная, с другой – пространства микромира.
Космогония и физика элементарных частиц привлекали самое пристальное внимание Леонида
В своих стихотворениях-размышлениях о характере мирового устройства поэт использует пространственное воображение, моделирование, символизацию понятий, смелые, почти фантастические пророчества. Так, например, в стихотворении “Микроскоп” Мартынов впервые сделал попытку увидеть под гигантским микроскопом “микрострасти” и “микрожелания”, а в стихотворении “У телевизора” он, напротив, уменьшил до комнатных размеров Землю:
Он надеется, что настанет время, когда поприщем деятельности человечества станет все мироздание и людям станут известны способы спасения угасающих миров. Дерзновенные гипотезы и наблюдения Мартынова составляют основу его научно-философской лирики. Его стихотворения несут большой груз научно-технической информации.
Так, например, в стихотворении “Плеохроические дворики” Мартынов обыгрывает одно из понятий физики элементарных частиц; отзвуки первого орбитального полета слышатся в стихотворениях “Вознесся человек”, “Во-первых, во-вторых и в-третьих”, “Начало эры”. Мартынов создал не только картину расширяющейся Вселенной, но и выразил идею мировой связи, идею всеобщей причинной зависимости (“Небо и земля”). Причем поиски космической гармонии велись поэтом не случайно, а ради утверждения нравственной гармонии среди людей.
Для Мартынова научная истина была равна этической и эстетической. Разумное начало жизни он видел в победе над хаосом, в целесообразном мироустройстве.
- План сочинения: “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты – пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: а) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел […]...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, […]...
- План сочинения: Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лермонтов – поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем – избранничество. Сравнивая себя с гением европейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: “Как он, гонимый миром странник,..” II. Главная часть 1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в творчестве […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- План сочинения: Образ ночи в лирике Тютчева Образ ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи – традиционная тема романтической поэзии. Она является одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от поэтов-романтиков, Тютчев выводит ее за обычные, традиционно-ро- мантические рамки, усиливает ее философское звучание. В изображении мира ночи Тютчев использует трагические и даже зловещие оттенки. Его ночь не просто […]...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о высоком […]...
- План сочинения – Человек и природа в творчестве Лермонтова Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы человеку – […]...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е – 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была […]...
- План сочинения – А. С. Пушкин о поэте и поэзии 1. А. С. Пушкин – первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире “питомцем нег и Аполлона”. 2. 1817 год – ода “Вольность”. Поэт призывает “разбить изнеженную лиру” во имя […]...
- План сочинения: Лирический герой поэзии Лермонтова Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой – это образ поэта в его лирических произведениях. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова – типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т.п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. […]...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве Бродского Трагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом […]...
- План сочинения: Пушкинская тема в цикле Цветаевой “Стихи к Пушкину” Пушкинская тема в цикле М. Цветаевой “Стихи к Пушкину” “…Поистине первой и неизменной любовью ее [М. Цветаевой] был Пушкин” (Б. Орлов). Основные мотивы и образы цикла: 1) активная позиция автора в борьбе с мещанством “пушкиньянцев”, превративших поэта в “монумент”, “мавзолей”, заклеймивших его “низостью двуединой золота и середины” – “Бич жандармов, бог студентов…”; 2) соотнесенность двух […]...
- План сочинения – Семейная тема в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
- План сочинения – Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […]...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в “Столбцах”. Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: а) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое […]...
- Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста Первое и самое главное – выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение Примерный план Средства описания Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение? Каково первое впечатление о стихотворении? Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание? Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении? Какой мотив становится главным? […]...
- План сочинения: Долг, честь и милосердие в романе Пушкина “Капитанская дочка” Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” I. Вступление Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоречие друг с другом. II. Главная часть 1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке (отказ […]...
- План сочинения – Народ и дворянство в романе Толстого “Война и мир” Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление 1. Народ и дворянство – основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в “Войне и мире” эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- Стихотворение Л. Мартынова “След” Стихотворение Л. Мартынова написано на одном дыхании: представляет собой один-единственный вопрос, одну мысль. “А ты?. ..Какой ты след оставишь?” Начинается короткой, прямой и поэтому очень выразительной фразой: “А ты?” Мне она почему-то напоминает плакат гражданской войны: “Ты записался добровольцем?” Эта короткая фраза, словно рентгеном, просвечивает каждого читателя насквозь. Для тебя дома “серые” или “голубые” ? […]...
- План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Лескова Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел увидеть мир удивительного и необыкновенного. Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. Он создает в своих произведениях вереницу социальных типов, человеческих характеров. И среди них […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) Смысла жизни открыть не пытайся секрет, Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет, Лучше рай сотвори на зеленой лужайке – На небесный надежды особенно нет. Омар Хайям Облик, творческий и жизненный путь великого поэта Омара Хайяма овеяны легендами и тайнами. Одни называют его певцом вина и земных […]...
- Стихотворение Л. Мартынова “След” (сочинение-миниатюра) Стихотворение Л. Мартынова написано на одном дыхании: представляет собой один-единственный вопрос, одну мысль. “А ты? …Какой ты след оставишь?” Начинается короткой, прямой и поэтому очень выразительной фразой: “А ты?” Мне она почему-то напоминает плакат гражданской войны: “Ты записался добровольцем?” Эта короткая фраза, словно рентгеном, просвечивает каждого читателя насквозь. Для тебя дома “серые” или “голубые” (в […]...
- Сочинения на тему: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОСЕНИ I вариант Вот передо мной открылась неповторимая в своей красоте разноцветная аллея. Она переливается красками от темно-зеленого до оранжевого и багряно-красного. Сейчас она наполнена жизнью: деревья шелестят кронами, неторопливо и игриво роняя свои разноцветные листья. А над всей этой красотой – голубое небо с белыми курчавыми тучами. Под ногами – небывалой красоты пушистый ковер из […]...
- План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова “Герой нашего времени” Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” I. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина. II. Главная часть Что такое “герой времени”? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, […]...
- План сочинения: Роль автора в структуре поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Роль автора в структуре поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Друзья народа и свободы, выражавшие интересы и идеалы народные, представлены в эпопее не только Гришей Добросклоновым, но и автором-повествователем. Великое, разнообразное многоголосие поэмы. Автор-повествователь не говорит ни слова о себе. Он сопровождает странников в роли провидца, которому все ведомо. Он глубоко проник в народное миросозерцание. […]...
- План сочинения на тему: “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов – продолжатели темы “маленького человека” в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа “маленького человека”. II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа “маленького человека” заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: а) Гоголь делает героем повести […]...
- План сочинения Онегин как трагический герой Онегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического (см. Словарик). Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. “Хандра” – основной нравственный “недуг” Онегина, Ее причины: а) Онегин рано начал жить светской жизнью (см., в частности, эпиграф к первой главе), рано […]...
- План сочинения – Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Женские образы в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В “Войне и мире” их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской позиции […]...
- План сочинения – Своеобразие драматургии Чехова Своеобразие драматургии А.П. Чехова I. Вступление Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский и др.) он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт (см. Словарик) в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей (Чацкий- Молчалин, Хлестаков – Городничий, […]...
- План сочинения Ф. И. Тютчев, “поэзия Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам – Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре – И на бунтующее море Льет примирительный елей. Ф. И. Тютчев, “поэзия” Рабочие материалы. С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И. Тютчева. я еще не умела Читать, […]...
- План сочинения: Художественные черты поэтики И. А. Бродского Художественные черты поэтики И. А. Бродского Произведения Бродского можно сравнить с симфоническим оркестром, его могучим музыкальным напором, который достигается насыщенной и необычайно строгой композицией. Бродский не говорит о главном прямо, но всегда уклончиво и обиняками. Он ищет новые возможности подхода к тексту и читателю. Это предопределило ряд характерных черт поэтики Бродского: а) объемные тексты, которые […]...
- План сочинения: Художественные особенности военной лирики Кузнецова Художественные особенности военной лирики Ю. Кузнецова “Главные мои темы – это Родина и природа, война и мир, любовь и добро…” – говорит Ю. Кузнецов. В его поэзии явственно проступает народно-поэтическая основа мировосприятия и образности, причем в необычном ее преломлении. В стихах Ю. Кузнецова обнаруживается органическая образность, глубина, естественность ассоциаций, экспрессивность и эмоциональность: Надо мною дымится […]...
- План сочинения План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть простым, сложным […]...
- План сочинения – Изображение нравов уездного города в комедии Гоголя “Ревизор” Изображение нравов уездного города в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” I. Вступление В комедии “Ревизор” Гоголь стремился к очень широким обобщениям (“Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем”). Поэтому и город в комедии – образ обобщенный, типический, не случайно он не имеет […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н.В. Гоголя I. Вступление Художественная деталь – это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основная функция художественных деталей – создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру: а) детали […]...
- План сочинения на тему: Печорин и Раскольников – герои философского поиска Печорин и Раскольников – герои философского поиска I. Вступление Печорин и Раскольников относятся к разным эпохам и сословиям (представитель петербургского света, аристократ и разночинец), и, казалось бы, ничто их не сближает. Но у них есть и много общего. Обоих можно назвать героями философского поиска. II. Главная часть 1. Оба героя молоды, и у обоих очень […]...
- Сочинение на тему: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма) Одной из неразгаданных загадок для человека по-прежнему остается смысл его собственного существования. Размышления философов, проповедническая деятельность священников, бессмертное творчество гениев в конечном итоге сводятся к попыткам найти ответы на вечные вопросы. Кто такой человек? Для чего приходит он в этот мир? Существует ли создатель всего живо го на земле? Что находится за порогом смерти? Для […]...
- План сочинения – Своеобразие гоголевской сатиры Своеобразие гоголевской сатиры I. Вступление Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик). Сатира как важная часть русской литературы – как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и после него. II. Главная часть 1. Объект гоголевской сатиры – это прежде всею пошлость русской жизни его времени, […]...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя “Мертвые души” и в сказе Лескова “Левша”, что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела […]...
- План сочинения – Типы крестьян в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова – крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бытовой уклад, психология, идеалы и т.п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: а) крестьяне – правдоискатели и борцы. […]...