План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в



Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в.

I. Вступление

Петербург – столица русского государства – вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона.

II. Главная часть

Образ Петербурга в произведениях Пушкина (“Евгений Онегин”, “Полтава”, “Медный всадник”) сложен и неоднозна­чен. В “Евгении Онегине” он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, а с другой – как город, наполненный для автора воспоминаниями молодости.

В “Полтаве” и “Медном всаднике” Петербург – это олицетворе­ние всей русской державы, ее силы и могущества; город, кото­рым можно любоваться.

Для Гоголя в его “Петербургских повестях” Петербург – это прежде всего фантастический город, в котором жизнь дви­жется по каким-то своим, нелогичным законам и в котором все возможно, даже такая нелепица, как нос, сбежавший от хозяина (“Нос”). Петербург – это и город чиновничества и бюрокра­тии, символ ее бесчеловечности и мертвенности (“Шинель”, “Повесть о капитане Копейкине” в “Мертвых душах”, эпизо­дически возникающий

образ Петербурга в “Ревизоре”). Образ Петербурга в романах Достоевского (“Бедные люди”, “Белые ночи” и в особенности “Преступление и нака­зание”) – это прежде всего среда, враждебная человеку. Не случайно литературовед Ю. Карякин назвал Петербург “со­участником и подстрекателем” преступления Раскольникова.

Достоевский показывает Петербург не с парадной стороны, а со стороны убогих лачуг, трактиров, “углов”, узких переулков и дворов-колодцев, создавая атмосферу, угнетающую челове­ка, давящую на психику. Петербург в романе Л. Толстого “Война и мир” – это официальная столица, средоточие всего фальшивого и неис­креннего, он враждебен русскому духу (великосветские сало­ны, придворная аристократия, императорский двор и т.п.). Пе­тербург отчетливо противопоставлен Москве как воплощению всего русского: именно образ Москвы становится в центр по­вествования об Отечественной войне, образ же Петербурга здесь отодвигается далеко на задний план.

III. Заключение

Образ Петербурга в произведениях русских писателей не­однозначен. Эмоциональная окрашенность этого образа зави­села в первую очередь от конкретных задач, которые пресле­довал тот или иной писатель.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в