Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя
В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя “Ночь перед Рождеством” и “Пропавшая грамота”. Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее.
Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: “мосты
Совсем иначе представлен Петербург в “Ревизоре”. В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален.
Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое “галантерейное” обхождение очень нравятся непритязательному слуге.
В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши,
Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К “Петербургским повестям” литературоведы относят: “Нос”, “Шинель”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Невский проспект”. В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве.
Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами. Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.
Город “значительных лиц”, блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в “Невском проспекте”, как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия.
Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.
“О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…” Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести “Портрет” меняет талант на деньги, а художник Пискарев из “Невского проспекта” кончает жизнь самоубийством.
Петербург “маленьких людей”, искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в “Шинели”. “Вечный титулярный советник” Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни.
Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.
Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В “Мертвых душах” столица представлена как город дьявола. Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном.
Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.
В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, “полной всяческой чертовщины”.
Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.
Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: “Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России”.