План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова

Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова

I. Вступление

Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя “Мертвые души” и в сказе Лескова “Лев­ша”, что обусловлено стремлением воссоздать русский на­циональный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами.

II. Главная часть

1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела в поэме “Мертвые души”:

а) русский мастеровой человек достигает подлинных высот в

любой профессии: плотник Степан Пробка строил церкви; сапожник Максим Телятников, “что шилом коль­нет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо”; каретник Михе­ев делал только рессорные экипажи (“сам и обобьет и ла­ком покроет”); кирпичник Милушкин “мог поставить печь в каком угодно доме” (крепостные Собакевича, V глава); искусный кузнец, знавший и слесарное дело, а также две девки, мастерицы ткать салфетки, – крепостные Коробоч­ки (III глава);

б) русский мастеровой по-настоящему талантлив, справля­ясь с любой работой без каких-либо специальных инструмен­тов, а лишь с помощью умения и сноровки.

Так,

тройку, которая венчает поэму, “с одним топором да долотом снарядил и собрал … ярославский расторопный му­жик” (XI глава);

в) русский мастер не боится никаких трудностей, способен перенести любые испытания: “Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает ру­ками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу” (начало VIII главы);

г) русский мастер неприхотлив, вынослив, ему нужно очень немногое.

Тот же Степан Пробка все губернии “исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба, да на два сушеной рыбы”;

д) русский человек, проявляя удаль, превосходит другие народы.

Так, в авторском отступлении о птице-тройке говорится: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и си­дит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – …”(XI глава).

2. Поскольку в первом томе Гоголь воссоздал по преиму­ществу отрицательные стороны русской жизни, которые дела­ли ее бестолковой, зачастую абсурдной, то и в русском нацио­нальном характере он отразил качества, вызывающие горькое чувство.

Так, тот же мастеровой, сапожник Максим Телятников, в интерпретации Чичикова, нетерпелив, плутоват, запивает с горя (VII глава). “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” – думает о мастеровых Чичиков (VII глава).

3. Изображенные как эпизодические и вроде бы несуще­ственные герои мастеровые люди в конце концов создают образ той основы русской жизни, на которой держится су­ществование помещиков, чиновников, Чичикова и всех ос­тальных.

Лесков во многом наследует гоголевскую традицию в изображении лучших черт, присущих тульским мастерам. К указанным выше качествам, которые отразил Гоголь, он до­бавляет при создании образов левши и его товарищей такие черты, как:

а) дерзостная фантазия, артистизм в сочетании со смекалкой.

Неграмотный левша и его товарищи выполнили работу

“гораздо секретнее” работы иноземных мастеров: “аглицкую блоху на подковы подковали”, причем без “мелкоскопа” – “у нас глаз так пристрелявши”;

б) патриотизм.

Левша тоскует по родине, родителям; несмотря на заботу англичан о нем, не соглашается остаться у них; русские обы­чаи и веру считает “самой правильной”; умирает с мыслью о России;

в) смирение перед Богом, глубокая вера.

Тульские мастера молятся Николе Мценскому, прежде чем приступить к работе; левша и в Англии придерживается пра­вославной веры. Праведность левши – одна из важнейших черт, присущих русскому мастеру и человеку;

г) гордость за свою работу, чувство собственного достоин­ства, сочетающиеся со скромностью.

Так, левша разговаривает с Николаем I, не тушуясь. О скромности же свидетельствует надпись на “пистоле неиз­вестного, неподражаемого мастерства” – “Иван Москвин во граде Туле”, выполненная в потаенном месте. (Нельзя не вспомнить один из якобы “турецких” кинжалов Ноздрева, на котором было вырезано “мастер Савелий Сибиряков”).

Изображение русских мастеровых у Лескова омрачено рассказом о пренебрежении в России своими талантливыми людьми.

III. Заключение

И Гоголь, и Лесков верили не только в лучшее будущее России, обеспеченное талантливостью, духовным богатырст­вом и праведностью, присущими русскому человеку-мастеру, но и в особое предназначение своей Родины (финал “Мертвых душ”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова