План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова
Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова
I. Вступление
Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя “Мертвые души” и в сказе Лескова “Левша”, что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами.
II. Главная часть
1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела в поэме “Мертвые души”:
а) русский мастеровой человек достигает подлинных высот в
б) русский мастеровой по-настоящему талантлив, справляясь с любой работой без каких-либо специальных инструментов, а лишь с помощью умения и сноровки.
Так,
в) русский мастер не боится никаких трудностей, способен перенести любые испытания: “Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу” (начало VIII главы);
г) русский мастер неприхотлив, вынослив, ему нужно очень немногое.
Тот же Степан Пробка все губернии “исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба, да на два сушеной рыбы”;
д) русский человек, проявляя удаль, превосходит другие народы.
Так, в авторском отступлении о птице-тройке говорится: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – …”(XI глава).
2. Поскольку в первом томе Гоголь воссоздал по преимуществу отрицательные стороны русской жизни, которые делали ее бестолковой, зачастую абсурдной, то и в русском национальном характере он отразил качества, вызывающие горькое чувство.
Так, тот же мастеровой, сапожник Максим Телятников, в интерпретации Чичикова, нетерпелив, плутоват, запивает с горя (VII глава). “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” – думает о мастеровых Чичиков (VII глава).
3. Изображенные как эпизодические и вроде бы несущественные герои мастеровые люди в конце концов создают образ той основы русской жизни, на которой держится существование помещиков, чиновников, Чичикова и всех остальных.
Лесков во многом наследует гоголевскую традицию в изображении лучших черт, присущих тульским мастерам. К указанным выше качествам, которые отразил Гоголь, он добавляет при создании образов левши и его товарищей такие черты, как:
а) дерзостная фантазия, артистизм в сочетании со смекалкой.
Неграмотный левша и его товарищи выполнили работу
“гораздо секретнее” работы иноземных мастеров: “аглицкую блоху на подковы подковали”, причем без “мелкоскопа” – “у нас глаз так пристрелявши”;
б) патриотизм.
Левша тоскует по родине, родителям; несмотря на заботу англичан о нем, не соглашается остаться у них; русские обычаи и веру считает “самой правильной”; умирает с мыслью о России;
в) смирение перед Богом, глубокая вера.
Тульские мастера молятся Николе Мценскому, прежде чем приступить к работе; левша и в Англии придерживается православной веры. Праведность левши – одна из важнейших черт, присущих русскому мастеру и человеку;
г) гордость за свою работу, чувство собственного достоинства, сочетающиеся со скромностью.
Так, левша разговаривает с Николаем I, не тушуясь. О скромности же свидетельствует надпись на “пистоле неизвестного, неподражаемого мастерства” – “Иван Москвин во граде Туле”, выполненная в потаенном месте. (Нельзя не вспомнить один из якобы “турецких” кинжалов Ноздрева, на котором было вырезано “мастер Савелий Сибиряков”).
Изображение русских мастеровых у Лескова омрачено рассказом о пренебрежении в России своими талантливыми людьми.
III. Заключение
И Гоголь, и Лесков верили не только в лучшее будущее России, обеспеченное талантливостью, духовным богатырством и праведностью, присущими русскому человеку-мастеру, но и в особое предназначение своей Родины (финал “Мертвых душ”).