План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”



Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

I. Вступление

Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что ука­зывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”).

II. Главная часть

1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрос­лая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий.

От­ношения с ним три года назад Софья называет “детской друж­бой”. Теперь же Софья вышла из этого

возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей.

2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаем, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: “Кто беден, тот тебе не пара”.

Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: “С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!”. За что же Со­фья любит Молчалина?:

а) про Софью можно сказать словами Пушкина: “Пора пришла, она влюбилась”;

б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные

романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;

в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.

3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацко­го не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: “Я очень ветре­но, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же из­менила?” (первое действие).

Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа. Его ум, в частности, не таков, который может “осчастли­вить семейство” (Подробнее см. план на тему “Кто умен в ко­медии А.С.

Грибоедова “Горе от ума”?”). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отри­цательным (“Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасно­го расстройства”, “Не человек – змея!”, “Унизить рад, коль­нуть, // Завистлив, горд и зол”). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или ина­че отомстить Чацкому.

Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возник­новение сплетни о сумасшествии Чацкого: “А, Чацкий! Люби­те вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?”

4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде все­го для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ра­ди нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается “доз­наться”, кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и по­следний удар (“Так этим вымыслом я вам еще обязан?”).

Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему “Кто умен в комедии А.С. Гри­боедова “Горе от ума”?”).

III. Заключение

Софья – один из первых реалистических женских харак­теров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить одно­значно: это не “положительная” и не “отрицательная” герои­ня, а живой человек.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”