План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
I. Вступление
Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”).
II. Главная часть
1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий.
Отношения с ним три года назад Софья называет “детской дружбой”. Теперь же Софья вышла из этого
2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаем, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: “Кто беден, тот тебе не пара”.
Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: “С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!”. За что же Софья любит Молчалина?:
а) про Софью можно сказать словами Пушкина: “Пора пришла, она влюбилась”;
б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентиментальные
в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.
3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацкого не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: “Я очень ветрено, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же изменила?” (первое действие).
Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве мужа. Его ум, в частности, не таков, который может “осчастливить семейство” (Подробнее см. план на тему “Кто умен в комедии А.С.
Грибоедова “Горе от ума”?”). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отрицательным (“Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства”, “Не человек – змея!”, “Унизить рад, кольнуть, // Завистлив, горд и зол”). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или иначе отомстить Чацкому.
Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?”
4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде всего для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ради нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается “дознаться”, кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и последний удар (“Так этим вымыслом я вам еще обязан?”).
Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему “Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”?”).
III. Заключение
Софья – один из первых реалистических женских характеров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить однозначно: это не “положительная” и не “отрицательная” героиня, а живой человек.