План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века

Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века.

Вступление

Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примеча­тельных исторических фигур XIX века. О нем вели (и про­должают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона полу­чила свое оригинальное освещение.

II. Главная часть

Русская литература первой половины XIX века обраща­лась к образу Наполеона «по горячим следам»; еще свежи бы­ли в памяти события, связанные с ним, его блестящие победы и сокрушительные

поражения. Для русской литературы в об­разе Наполеона были важны два момента: во-первых, Наполе­он воспринимался как завоеватель, разгромленный в России в 1812 году, и, во-вторых, как великий человек с трагической судьбой, во многом выразивший свое время и бывший «вла­стителем дум» целого поколения. Тема Отечественной войны 1812 года и в связи с ней образ Наполеона получили отражение уже в 1812-1813 годах («Певец во стане русских воинов» Жуковского, и в особенно­сти басня Крылова «Волк на псарне»).

Позже ее подхватит и разовьет Пушкин в ряде произведений, но особенно ярко — в седьмой главе «Евгения

Онегина», где в авторском отступле­нии о войне 1812 года с большой художественной силой вы­ражено чувство национальной гордости («Нет, не пошла Мо­сква моя // К нему с повинной головою») и даже некоторая насмешка над «нетерпеливым героем». Однако в романе Пушкина есть и иная трактовка образа Наполеона. Пушкин видел в нем если не великую, то, во всяком случае, крупную личность, оказавшую влияние на романтиче­ски настроенную молодежь начала XIX века. Именно статуэтку Наполеона (наряду с портретом Байрона) видит Пушкин в де­ревенском кабинете Онегина; как характерную черту своего по­коления отмечает то, что «мы все глядим в Наполеоны».

Пуш­кин видел в Наполеоне воплощение крайнего индивидуализма и идеи вседозволенности («Мы почитаем всех нулями…». «Двуногих тварей миллионы // Для нас орудие одно»).

Иначе относился к Наполеону Лермонтов, который видел в нем великую личность с трагической судьбой, человека, стоящего над толпой, романтического и непонятого («Воз­душный корабль», «Последнее новоселье», «Св. Елена» и пр.).

4. Русские писатели второй половины XIX века обраща­лись к образу Наполеона прежде всего как к символу индиви­дуализма, продолжая тем пушкинскую традицию. Особенно ярко это проявилось в творчестве Толстого и Достоевского:

а) в «Войне и мире» Толстой открыто полемизировал с представлением о Наполеоне как о великом человеке. Наполе­он в изображении Толстого — эгоист, позер, человек, занятый мелкими интересами и совершенно не думающий о людях, ко­торых он обрекает на смерть. Толстой отказывает Наполеону даже в полководческом таланте.

Наполеон не может быть ве­лик, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Увлечение Наполеоном, характерное для части дво­рянства начала XIX века (Андрей Болконский, Пьер Безухов) Толстой показывает как заблуждение, проявление индивидуа­лизма и очень скоро заставляет своих любимых героев разоча­роваться в прежнем кумире;

б) в романе Достоевского «Преступление и наказание» об­раз Наполеона очень важен для раскрытия идейно-нравст­венной проблематики. Наполеон становится основным приме­ром для Раскольникова, создающего свою теорию о «двух разрядах людей» и «праве на кровь». Как и для Толстого и Пушкина, Наполеон для Достоевского — воплощение крайне­го индивидуализма и ложного величия.

III. Заключение

Русская литература подходила к образу Наполеона с позиций нравственности и гуманизма, поэтому для нее в большинстве случаев (кроме, лишь Лермонтова-романтика) было свойственно отрицательное отношение к этой исторической личности.


План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века