План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века
Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века.
Вступление
Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели (и продолжают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение.
II. Главная часть
Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу Наполеона «по горячим следам»; еще свежи были в памяти события, связанные с ним, его блестящие победы и сокрушительные
Позже ее подхватит и разовьет Пушкин в ряде произведений, но особенно ярко — в седьмой главе «Евгения
Пушкин видел в Наполеоне воплощение крайнего индивидуализма и идеи вседозволенности («Мы почитаем всех нулями…». «Двуногих тварей миллионы // Для нас орудие одно»).
Иначе относился к Наполеону Лермонтов, который видел в нем великую личность с трагической судьбой, человека, стоящего над толпой, романтического и непонятого («Воздушный корабль», «Последнее новоселье», «Св. Елена» и пр.).
4. Русские писатели второй половины XIX века обращались к образу Наполеона прежде всего как к символу индивидуализма, продолжая тем пушкинскую традицию. Особенно ярко это проявилось в творчестве Толстого и Достоевского:
а) в «Войне и мире» Толстой открыто полемизировал с представлением о Наполеоне как о великом человеке. Наполеон в изображении Толстого — эгоист, позер, человек, занятый мелкими интересами и совершенно не думающий о людях, которых он обрекает на смерть. Толстой отказывает Наполеону даже в полководческом таланте.
Наполеон не может быть велик, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Увлечение Наполеоном, характерное для части дворянства начала XIX века (Андрей Болконский, Пьер Безухов) Толстой показывает как заблуждение, проявление индивидуализма и очень скоро заставляет своих любимых героев разочароваться в прежнем кумире;
б) в романе Достоевского «Преступление и наказание» образ Наполеона очень важен для раскрытия идейно-нравственной проблематики. Наполеон становится основным примером для Раскольникова, создающего свою теорию о «двух разрядах людей» и «праве на кровь». Как и для Толстого и Пушкина, Наполеон для Достоевского — воплощение крайнего индивидуализма и ложного величия.
III. Заключение
Русская литература подходила к образу Наполеона с позиций нравственности и гуманизма, поэтому для нее в большинстве случаев (кроме, лишь Лермонтова-романтика) было свойственно отрицательное отношение к этой исторической личности.