План сочинения – Народ и дворянство в романе Толстого “Война и мир”
Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”
I. Вступление
1. Народ и дворянство – основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно.
2. И народ и дворянство были неоднородны; в “Войне и мире” эта неоднородность отражена в полной мере.
II. Главная часть
1. Образ народа в романе. С точки зрения Толстого, народ, мужик – это основа нации, основа всей жизни, что неоднократно показывается в романс. В частности, победа в Отечественной войне 1812 года – это прежде всего
Очень важным для Толстого было убеждение, что именно простой народ носит в себе тот нравственный идеал, к которому должен стремиться всякий человек, в первую очередь дворянин, ищущий, как лучшие герои Толстого, смысл жизни. В народе, прежде всего, воплощены “простота, добро и правда”.
В “Войне и мире” Толстой показывает разные народные типы, иногда прямо противоположные. Так, если Платон Каратаев воплощает в себе начало доброе, “круглое”, начало непротивления злу насилием, то партизан Тихон Щербатый – это образ мужика, беспощадного к захватчикам, воплощение начала
2. Дворянство в романе. В отличие от крестьянского “мира”, представляющего собой достаточно монолитное целое, дворянство гораздо более неоднородно. В сущности, Толстой выделяет две группы дворян: с одной стороны, людей глубоко порочных, нравственно несостоятельных, ведущих паразитический и бездуховный образ жизни (князь Василий, Анатоль и Элен Курагины, Анна Павловна Шерер, Берг, большинство петербургской аристократии и высшего офицерства и многие другие), и, с другой стороны, людей, живущих духовной жизнью, искренних, честных, причастных к национальным началам (Пьер Безухов, Андрей Болконский, семья Ростовых, княжна Марья, Кутузов и др.).
3. Взаимоотношения дворянства и народа. Между худшими представителями дворянства и народом – пропасть, прежде всего нравственная. Зато лучшие его представители у Толстого всегда оказываются так или иначе причастными к народной жизни и народной правде.
Это свойственно даже дворянской аристократии (граф Безухов, князь Болконский, “графинечка” Наташа и др.). “Маленькие” же люди из дворян (капитан Тушин, капитан Тимохин) зачастую вообще живут жизнью, почти неотличимой от жизни народа. В единении лучших представителей дворянства и народа Толстой видел единство нации, которое так отчетливо проявилось во время Отечественной войны 1812 года.
Однако взаимоотношения даже лучших дворян с народом складываются вовсе не всегда гладко. Мужик всегда “себе на уме” и исторически привык не доверять барину, даже самому хорошему. Именно этим объясняется, например, “богучаровский бунт” или неудача Пьера при попытках облегчить жизнь крестьян.
III. Заключение
Взаимоотношения дворянства и народа были важны и в начале XIX века (время действия романа), и в 60-е годы (время написания романа), после реформы 1861 года. Единение дворянства и народа, которое столь ярко проявилось в 1812 году, Толстой считал возможным и желательным и для своей эпохи.