План сочинения: Люди-праведники в творчестве Лескова
Люди-праведники в творчестве Н. С. Лескова
В 70-80-е годы Лесков создает цикл произведений о праведниках, простых людях, незаметно творящих подвиг человеколюбия. По словам самого Лескова, он пошел “искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число тех праведных, без которых “несть граду стояния”…”. Среди рассказов о праведниках выделяются “Запечатленный ангел” (изображение таланта и подвига религиозных живописцев, стремящихся через свое творчество обращать людей к добру и духовности), “Павлин” (герой рассказа, мужик, узнав, что жена любит другого, фиктивно объявляет о своей смерти и добивается ее венчания с любимым), “На краю света” (“дикарь” зырянин оказывается носителем подлинного гуманизма).
Праведники Лескова устремляют взгляд внутрь собственной души, они требовательны в первую очередь к себе, стремятся к достижению нравственного идеала, наказанию порока.
- План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Лескова Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел увидеть мир удивительного и необыкновенного. Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. Он создает в своих произведениях вереницу социальных типов, человеческих характеров. И среди них […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- Праведники Лескова как воплощение нравственного идеала На чем или на ком держится земля русская? Конечно, ответ здесь прост. Многие понимают, что держится она на простых людях. Эти люди никак внешне не отличаются от всех других. Хуже того, они иногда просто некрасивы. Но эти люди незаметно и постоянно творят подвиги. И почти каждый автор стремится показать этих простых и в то же […]...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя “Мертвые души” и в сказе Лескова “Левша”, что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела […]...
- Грешники и праведники в изображении Н. С. Лескова (По очерку “Леди Макбет Мценского уезда” ) Не того ждала я, как я шла к венцу. Н. А. Некрасов Что означает для современного российского читателя словосочетание “Леди Макбет Мценского уезда”? Какая-то претензия на мировую значимость. Любовь и кровь. Шекспировские страсти российской глубинки: горы трупов и фонтаны крови. Можно найти в этом очерке тонкую иронию, пародийный […]...
- План сочинения – Я хочу рассказать о книге Н. С. Лескова “Очарованный странник” План. I “Писатель будущего”. II Иван Флягин – “черноземный Телемак”. 1. деятельный мирный характер Ивана Флягина. А) неуемная сила духа; Б) богатырское озорство; В) неистребимая жизненная мощь; Г) широта души; 2. необыкновенная жизнь. III Пафос высокой нравственности. Рабочие материалы Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстает перед нами в повести “Очарованный странник”. “Очарованный […]...
- ГРЕШНИКИ И ПРАВЕДНИКИ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ц. С. ЛЕСКОВА (по очерку “Леди Макбет Мценского уезда”, вариант 2) Не того ждала я, как шла к венцу. Н. А. Некрасов. Творчество Лескова отличается от творчества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, которые интересовали его современников, он пытается ответить на те же вопросы. И тем не менее при жизни Лесков не был понят. Лишь совсем недавно Лескова причислили к классикам. В […]...
- Русские праведники в произведениях Н. С. Лескова (на прмиере”Очарованный странник”) На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством хотя бы […]...
- ГРЕШНИКИ И ПРАВЕДНИКИ В ИЗОБРАЖЕНИИ Н. С. ЛЕСКОВА (по очерку “Леди Макбет Мценского уезда”, вариант 2) Творчество Лескова отличается от твор- чества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, кото- рые интересовали его современников, он пы- тается ответить на те же вопросы. И тем не менее при жизни Лесков не был понят. Лишь совсем недавно Лескова причислили к клас- сикам. В чем же причина этой непонятости писателя? Главным […]...
- План сочинения на тему: “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов – продолжатели темы “маленького человека” в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа “маленького человека”. II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа “маленького человека” заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: а) Гоголь делает героем повести […]...
- Нужны ли в наше время праведники? “Человеческая натура несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников” А. П. Чехов. Я считаю, что праведники в наше время, безусловно, нужны. Они вносят в современный мир, полный интриг, зла и фальши добро и искренность, взращивают уже начавшую терять свою значимость, мораль. Праведники помогают наставить на верный путь, сеют зерно правды […]...
- ГРЕШНИКИ И ПРАВЕДНИКИ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ц. С. ЛЕСКОВА (по очерку “Леди Макбет Мценского уезда”, вариант 1) Что означает для современного россий- ского читателя словосочетание “Леди Макбет Мценского уезда”? Какая-то претензия на мировую значимость. Любовь и кровь. Шек- спировские страсти российской глубинки: горы трупов и фонтаны крови. Можно найти в этом очерке тонкую иронию, пародийный мотив проглядывает в его словесной ткани. У Шекспира все происходит в финале его трагедий, где герои крушат […]...
- План сочинения – Человек и природа в творчестве Лермонтова Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы человеку – […]...
- План сочинения – Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […]...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о высоком […]...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве Бродского Трагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом […]...
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт – одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели (и продолжают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу […]...
- ПРАВЕДНИКИ В 1889 году при подготовке своего собрания сочинений Лесков включил “Очарованного странника” в цикл рассказов “Праведники”, который он задумал и начал осуществлять в 1879 году. Свой замысел и причину его возникновения он объяснил в предисловии к рассказу “Однодум” (1879). После беседы с “одним большим русским писателем” (этим неназванным писателем был А. Ф. Писемский), который мрачно […]...
- “Народный глас” в творчестве Н. С. Лескова Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он “изучал народ не но разговорам с петербургскими извозчиками”, а “вырос в народе” и что ему “не пристало ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги”. Подтверждением […]...
- Характеристика литературного героя (на примере рассказа Н. С. Лескова “Дурачок”) Рассказ Лескова “Дурачок” входит в цикл рассказов о праведниках, он находится в одном ряду с произведениями “Очарованный странник”, “Левша” и многими другими. Тему праведников Лесков активно разрабатывает на протяжении всего своего творчества, являясь едва ли не единственным на этом поприще. Главный герой рассказа “Дурачок” – действительно праведный человек, по-настоящему преданный богу. Его душа – это […]...
- Тема маленького человека в творчестве Лескова Интереснымм образом решал проблему маленького человека Лесков. Его герой – совсем не обязательно мелкий чиновник – чаще это мужик, мастеровой, мещанин, монах. В маленьких людях Лескову дорога их скромность, даже непритязательность в соединении с удивительным талантом, истинно христианским духом, непоколебимой стойкостью. Наиболее яркий образ такого человека дал Лесков в одном из своих лучших рассказов – […]...
- Проблема национального характера в творчестве Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение […]...
- Тема праведничества в творчестве Н. С. Лескова Ход занятия I. Слово о Н. С. Лескове (индивидуальное домашнее задание). “Лесков – это училище, сокровище ума, образования, размышления…” (В. Розанов) II. Сообщение темы и цели. Постановка проблемы. Выбор путей ее решения. В Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5) сказано: “И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит […]...
- Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения) Тема народа в творчестве Н. С. Лескова. Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стремлением раскрыть сущность характера и души русского человека. Н. С. Лескову удается представить широкий тематический спектр, в котором отразились различные социальные типы и характеры: “Левша”, “Тупейный художник”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник” и др. Образ главного […]...
- План сочинения: Художественные особенности военной лирики Кузнецова Художественные особенности военной лирики Ю. Кузнецова “Главные мои темы – это Родина и природа, война и мир, любовь и добро…” – говорит Ю. Кузнецов. В его поэзии явственно проступает народно-поэтическая основа мировосприятия и образности, причем в необычном ее преломлении. В стихах Ю. Кузнецова обнаруживается органическая образность, глубина, естественность ассоциаций, экспрессивность и эмоциональность: Надо мною дымится […]...
- План сочинения: Черты художественного стиля произведений Искандера Черты художественного стиля произведений Ф. Искандера Русская литература характеризуется тем, что в ней, по словам Л. Толстого, “интерес подробностей чувств заменяет интерес самих событий”. Ф. Искандер пошел по этому пути дальше и последовательнее, чем многие современные русские писатели. У Искандера “интерес самих событий” до такой степени оттеснен, что само событие, предмет словно исчезают. Творческая манера […]...
- Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова 1. Н. С. Лесков – непризнанный гений своего времени. 2. Раскрытие национального характера в русской литературе. 3. “Леди Макбет Мценского уезда” Лескова и “Гроза” Островского. 4. Значение образа Катерины Измайловой для понимания национального характера. О мягкосердечная Русь! Как ты прекрасна! Н. С. Лесков Практически все русские писатели позапрошлого, XIX века стали признанными классиками либо при […]...
- Национальный характер в рассказах Лескова Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется “душой народа”. А. М. Горький О таланте Н. С. Лескова заговорили гораздо позднее, чем он это заслуживал. Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью, то Лесков был признан классиком лишь во второй половине XX столетия. Хотя мастерство языка […]...
- План сочинения Онегин как трагический герой Онегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического (см. Словарик). Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. “Хандра” – основной нравственный “недуг” Онегина, Ее причины: а) Онегин рано начал жить светской жизнью (см., в частности, эпиграф к первой главе), рано […]...
- План сочинения: Лирический герой поэзии Лермонтова Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой – это образ поэта в его лирических произведениях. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова – типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т.п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. […]...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума” Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” I. Вступление Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии […]...
- “В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а о судьбе России”. М. Горький (по рассказу Н. С. Лескова “Человек на часах”) Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло, что описывает этот рассказ? Ночью часовой Постников стоял на своем […]...
- Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова “Тупейный художник” У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, – они есть. Н. С. Лесков Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А. И. Герцен Эпиграфы (вначале скрыты от класса). Репродукции: Н. И. Аргунов. “Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой”; Рафаэль. “Святая Цецилия…”. Музыкальная запись: П. И. Чайковский. “Симфония № 6”, […]...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е – 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была […]...
- План сочинения на тему – Раскольников как трагический характер Раскольников как трагический характер I. Вступление Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Раскольников – трагический характер. II. Главная часть 1. В чем трагедия Раскольникова? Можно сказать, что основное противоречие в личности Раскольникова – это противоречие добра и зла. Человечность натуры постоянно борется в нем с бесчеловечностью его головной теории. С […]...
- План сочинения: Цветовая картина мира Марины Цветаевой Цветовая картина мира Марины Цветаевой Роль символики цвета в поэзии М. Цветаевой. Разнообразие цветовой палитры, отраженной в поэзии, как особенность цветаевского мировосприятия: 1) тема огня и огненная символика (особенно ярко проявилась в раннем творчестве); 2) цвета религиозной и традиционной фольклорной символики: лазоревый, золотой, серебряный; 3) цветообозначения словотворческого характера. 3. Оценочная функция цвета в поэтическом мире […]...
- План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как “уничтожение смехом” (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не “пороки” человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную […]...
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены разные типы […]...
- Анализ рассказа Н. С. Лескова “Тупейный художник”, план Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских – при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях – происходили данные события. Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении […]...
- План сочинения – Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе Островского “Гроза”) Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в […]...