Тема патриотизма и родины в произведениях Русских писателей после Войны
Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны.
После войны развитие темы патриотизма в русской литературе протекало как бы по двум руслам. Не считая произведений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, “стоять с дежурной одой / Перед твоим календарем”. Крупные поэты и писатели как бы стесняются этой темы, особенно фронтовики,
Для многих поэтов и писателей Советский Союз – тоталитарное государство – перестал быть родиной, стал, по выражению Вен Ерофеева, “не матерью, а мачехой”. Такие литераторы – А. Солженицын, И. Бродский, Н. Коржавин, В. Аксенов и др. – много размышляют над судьбами родины и народа в советскую эпоху. Лейтмотив их произведений – победа коммунистической идеологии была трагедией для русского народа, а судьба его в настоящее время
Последовательно разоблачает систему коммунистических репрессий Солженицын в романе “Архипелаг Гулаг”, о трагедии народа, находящего выход только в безудержном пьянстве, пишет Вен. Ерофеев, зло высмеивает историю русского освободительного движения Н. Коржавин. И все же для многих родина остается родиной – какая бы она ни была.
Показательно в этом отношении творчество А. Галича и, в частности, его стихотворение “Песня об отчем доме”. Лирическому герою есть за что не любить родину: “Как же странно мне было, мой отчий дом, / Когда Некто с пустым лицом / Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том / Я не сыном был, а жильцом”. И отчего дома по сути-то нет, а перед ним герой, весь непонятно в каких долгах, но все же примечательна концовка стихотворения: “Но когда под грохот чужих подков / Грянет свет роковой зари – / Я уйду, свободный от всех долгов, / И назад меня не зови. / Не зови вызволять тебя из огня, / Не зови разделить беду. Не зови меня/ Не зови меня…
Не зови – / Я и так приду!” Смятением полна лирика Галича эпохи эмиграции, смятением и ностальгией, но не традиционной тоской по “березкам”. Поэту вспоминаются “Обкомы, горкомы, райкомы, / В подтеках снегов и дождей, / В их окнах, как бельма трахомы, / (Давно никому не знакомы), /Безликие лики вождей”. И этого не жалко, конечно, но “есть еще Черная речка”, есть Пушкин, Ахматова, Пастернак, есть вся богатейшая русская культура, сыном которой ощущал себя Галич. И именно поэтому: “Не жалею ничуть, ни о чем, ни о чем не жалею, / Ни границы над сердцем моим не вольны, / Ни года!
Так зачем же я вдруг, при одной только мысли шалею, / Что уже никогда, никогда… Боже мой, никогда!”
Нелегкий путь прошла Россия и русский народ. И этот путь вместе с ним проходила литература, по-разному, но всегда с горячей любовью его осмысляя. Чувство патриотизма, любви к своему народу – не только одно из древнейших, но и едва ли не самое священное и бескорыстное чувство человека.
Вопросы для повторения
Что общего в понимании родины у поэтов и писателей XIX и XX веков? Почему мы часто объединяем в своих суждениях тему родины и тему народа? Каких писателей мы называем народными и почему? Каковы основные черты русского национального характера, отраженные в русской литературе?
В чем своеобразие трактовки темы родины у писателей послевоенного поколения?