В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциального города?
Драма А. Н. Островского “Гроза” не единственное произведение русской литературы, в котором дан собирательный образ провинциального города. Так, действие комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” происходит в неком городе N, в котором, как и в Калинове, царят сплетни, обман, а городничий и его помощники злоупотребляют властью. Однако если у А. Н. Островского тираны – это купцы, издевающиеся над нищими работниками и своими домашними, то у Н. В. Гоголя самодуры – это чиновники, обкрадывающие народ.
Город Глупов “История одного города”
Смешение времени в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале XIX вв., упоминает о событиях, происходивших
Провинциальный городок в произведениях Чехова предстает как собирательный образ. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно увидеть все те же покосившиеся, искривленные серые дома. По улицам ходят люди. Они тоже серые.
Жители города суетятся, куда-то спешат по своим бесполезным делам. Все они являются одной серой толпой с одинаково опущенными серыми лицами. Везде грязь: на улицах, в домах, в людских сердцах. Как правило, писатель не дает изображаемым провинциальным городишкам определенного имени.
Этим он показывает обобщенность образов уездных городов и однообразие жизни, протекающей в них. Маленькие города в произведениях Чехова провинциальны не тем, что находятся “в двухстах верстах от железной дороги”, а тем, что в них полностью отсутствует культура, что жизнь в них как остановилась. Для человека, приехавшего из столицы, дико жить в таком захолустье, где нет “ни водопровода, ни канализации”, ни, повторюсь, культуры.
Люди бездействуют. Главы “интеллигентных” семейств играют старых генералов и “кашляют очень смешно”, их жены пишут повести и романы о том, “чего никогда не бывает в жизни”, занимаются спиритизмом и гомеопатией, а их дочери громко играют на роялях, читают серьезные книги, смеясь над смешными именами, и мечтают. Это нельзя назвать жизнью, это – существование.
Образ провинциального города у Чехова производит гнетущее, удручающее впечатление. Но автор не верит, что маленькие уездные города всегда будут оставаться такими. “Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам”, – говорит он жителям подобных городков. Писатель надеется, что “все изменится” и “будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди”.