Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (На примере 2-3 произведений)

В ранней поэзии В. Маяковского, проникнутой пафосом антибуржуазности, возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я”: бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами – эпатировать их. Для футуризма это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей;Вот вы, женщина, – на вас белила

густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Еще в дореволюционной сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал, традиционный для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, ирония звучит уже в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как “гимны”: “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику”, “Гимн обеду”. Как известно, гимн – это торжественная песнь, но гимны Маяковского – это злая сатира.

Его герои – это судьи, унылые люди, которые не умеют радоваться жизни и завещают это другим,

стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия поэт называет Перу, хотя подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в “Гимне обеду”. Герои стихотворения, те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности.

В стихотворении поэт применяет синекдоху, когда вместо целого называют часть. В “Гимне обеду” вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смертиДля новой эры?!Желудку ничем болеть нельзя, Кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения – поэт и новая власть – складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно – бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. И сатирическая направленность поэзии В. Маяковского меняется.
Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта. В первые годы после революции это стихи, которые составляли “Окна РОСТА”, то есть Российского телеграфного агентства, выпускавшего агитационные плакаты на злобу дня.

В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник-иллюстратор. В “Окнах РОСТА” В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен: например, “Во Францию два гренадера” или известная по шаляпинскому исполнению “Блоха”.

Персонажи их – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи – непременное цилиндре и с толстым животом.
Маяковский предъявляет к новой жизни максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически обличают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Последнее создает гротескную картину. В том, что сидят “людей половины”, не только реализация метафоры: люди разрываются пополам, чтобы все успеть, – но и сама цена таких заседаний.

В стихотворении “О дряни” к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета: на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам.

Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщающее значение.
Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Например, в “Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе” революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой “грязью обдало рыло” на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно услышать перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова “Собачье сердце”.

Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти большевиков всему и всем давать имена героев. Так, в стихотворении “Ужасающая фамильярность” появляются придуманные поэтом, ко вполне достоверные “Гребенки Мейерхольд” или “Собака имени Полкан”. В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение “Строго воспрещается”:
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов. Руку само подымает перо, И сердце вскипает песенным даром. В рай готов расписать перрон Краснодара.

Тут бы запеть соловыо-трелеру. Настроение – Китайская чайница! И вдруг на стене:-Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! – И сразуСердце за удила.

Соловьев камнями с ветки. А хочется спросить:-Ну, как дела? Как здоровьице?

Как детки? – Прошел я, глаза к земле низя,.только подхихикнул, ища покровительства, И хочется задать вопрос, а нельзя – Еще обидится правительство!
Происходит конфликт естественного человеческого чувства с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается. весенней картиной, которая рождает радостное настроение; самые обыденные явления вроде перрона вокзала вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В. Маяковский находит удивительное сравнение:. “Настроение – китайская чайница!” Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного.

И все это перечеркивается бессмысленным канцеляризмом.
Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого контроля и запрета – он делается приниженным, уже не смеется, а “подхихикивает, ища покровительства”. Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и что типично для поэтического мастерства художника, в нем “работают” рифмы. Так, самое веселое слово “чайница” рифмуется с глаголом “воспрещается” из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и двойственные ему неологизмы: трелеру, низя – деепричастие от несуществующего “низить”.

Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения – не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикоя”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо!”. Правда, “Плохо” поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах, которые и сегодня звучат очень современно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (На примере 2-3 произведений)