Тема сочинения Маленький человек в гоголевской “Шинели”
1 апреля 2009 года – 200 лет со дня рождения Николая Гоголя, великого писателя, который писал для читателей ысей России. Нет в мире человека, который бы не знал имени Николая Гоголя. Для всех имя ассоциируется с мифологическими гипертрофированными носами, страшилками “Хуторов близ Диканьки”, громовым криком Тараса Бульбы (“Я тебя породил – я тебя и убью!”), оперой “Башмачки” и знаменитой немой сценой из “Ревизора”.
Сотворивши целую галерею ярких образов, Гоголь подарил миру сразу ощущение понимания нашего народа. Читая
Почему? Гоголь знал человеческий род и видел в нем черты, присущие ни одному народу, ни одной нации, а людям вообще. Он писал так: “У меня только то и выходило, что я взял образы, с данных, которые были мне известные…” “Воображение молодости не подарило мне выдающегося характера, и не создала ни одной такой вещи, которую хотя подметил мой взгляд в натуре…”
Творец “Тараса
Герой повести “Шинель” – Акакий Акакиевич – “маленький человек”, которая старается спрятаться от столкновенья с миром – бессмысленным и жестоким. Смешной, наивный, приземленный герой сталкивается с непонятным миром, в котором демоническое хитро переплетенное из реальным,
Акакий Акакиевич – воплощение человеческого несчастья. Для него даже путного имени не обнаружилось, то и достал родительское. Имя это означает “неплохой” – Я добрый, ни плохой – просто никакой. “Никакой Никаковский”. Как утверждают астрлоги, имя – это судьба.
И она у гоголевского героя также никакая. Он и не старается соревноваться с судьбой, где там плыть по течению, здесь хотя бы не утопиться! Невзрачный, никчемный чиновник вообще без умственных способностей, который не может даже простого листа переписать. Акакий мечтает о новой шинели т это главнейший смысл его никчемного бытия.
Процесс “строительство” новой шинели родственный с построением нового дома, нового храма – он занимает все мысли Акакия, все его мечты, разговоры. Когда, в конце концов, это произведение искусства становится собственностью заказчика, маленькому человеку кажется, что он поднялся на одну ступень в жизни выше. Акакий даже чувствует себя в возможности подмигнуть незнакомке на улице…
Достоевский когда-то сказал, что “мы все вышли из гоголевской “Шинели”, почему? Или не потому, что большинство людей именно такие – маленькие люди с пустыми мечтами, которые не вырастают выше пары модельных сапог или эксклюзивных пуговиц? Что из того, что один мечтате о пуговицах, а другой об “избушке” на Канарах?
Все это явления одного порядка, описанные еще в XIX столетии великим писателем Гоголем, да и до сих пор не преодоленные человечеством, даже в XXI столетии! Может, потому, что мы плохо читали произведения своего земляка. Шинель – это предметное воплощение человеческих страстей к вещам, губительначя тяга к мертвому объекту, это мечта, не достойная ею быть! Чиновник Башмачкин, добившись этой мечты, счастливый счастьем малой никчемной душонки, он теряет – цель жизни.
И первого же вечера драгоценную шинель снимают с него уличные воришки. И для Башмачкина жизнь оконченная! Он умирает из горя, и призрак его начинает странствовать городом…
Гоголевский Башмачкин странствует в бессмертие! Не найдя поддержки в равнодушном и бессердечном мире находит сочувствие в сердцах многих читателей и становится тем живым среди их живых людей. В этом и заключается мистическая сила героев Гоголя, которые со страниц книг идут в реальную жизнь, время от времени возрождаясь в других людях, Новых ситуациях, в новейшие времена.