Кто такой “маленький человек” (Гоголь Н. В.)

Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен.

Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже и жуткой фантастикой, которая наводит ужас. У Гоголя найдутся рассказы для разных возрастов, поэтому мы и знакомы с его творчеством с ранних лет.

Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы, а его заслуги перед русским народом безмерны.

Он стал основателем целого направления в русской литературе, которое называлось “натуральной школой”, оказал большое влияние на развитие творчества многих русских писателей, а его творчество и в наше время вдохновляет русских композиторов и художников.

На протяжении всей своей деятельности Н. В. Гоголь поднимал много важных тем в своих произведениях это и обычные житейские повседневности, заурядные явления действительности, обличал самодержавно-крепостнический строй и сочувственно изображал “маленьких людей” в повестях.

Кто же такой “маленький человек” спросите вы? Это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это обычный невыдающийся, бедный, незнатный человек, который занимает определенное место в жизни и обычно становится объектом насмешек и унижений со стороны более знатных по чину людей.

Такие люди ощущают свое бессилие и всеми силами стараются скрыться от окружающего и жить в своем маленьком мире. Но они вследствие какого-либо произошедшего потрясения в их жизни становятся способны на бунт.

Первым, кто написал о таких людях, был А. С. Пушкин в повести “Станционный смотритель”. К этому же направлению принадлежали Ф. М. Достоевский и его “Преступление и наказание”, А. П. Чехов “Человек в футляре”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет” и многие другие. Среди них также был Николай Васильевич Гоголь и его повести “Шанель”, “Повесть о капитане Копейкине”, “Нос”, “Портрет”, “Невский проспект” и наиболее трагическая повесть цикла “Петербургские повести” – “Записки сумасшедшего”.

“Записки сумасшедшего” написаны в виде дневника, который якобы ведет мелкий чиновник Аксентий Поприщин. Он довольно непривлекательный, образованный, но малокультурный служащий департамента, где его обязанности сводятся в основном к очиниванию перьев для “его превосходительства” директора. Это человек самого низкого звания, но мечты его наоборот велики и недосягаемы.

Его мечта это находиться в кругу светских людей, и быть с ними на равных. Он влюбляется без памяти в дочь директора, но он настолько боязлив, что узнать о ней по – больше он захотел от ее собачки Меджи. Когда же Аксентий узнает о ее свадьбе и видит косые взгляды от Софии и Меджи, впадает в ярость.

А когда спустя пару дней догадливый начальник узнает об этом, отругав, говорит, что “он – сорокалетний нуль, у которого нет ни гроша за душой – вздумал волочиться за директорской дочкой”. Следующей его апатией стала мысль о том, почему же все достается высшим чиновникам, а не ему и становится, убежден в то, что он испанский король. Таким образом, чувства безысходности и обиды, неутоленное честолюбие в соединении с несчастной любовью доводят Поприщина сначала до нервного расстройства, а потом и до форменного сумасшествия.

“Повесть о капитане Копейкине” это еще одно произведение Николая Васильевича, в котором он раскрывает образ “маленького человека” и его взаимоотношения с верховной властью. Капитан Копейкин это офицер, потерявший на войне 1812 года ногу и руку. После войны он – инвалид был оставлен без средств существования, поэтому вскоре отправляется в Петербург и просит милости у государя.

В городе он попадает на прием к вельможе, который является в повести представителем все той же высшей власти. Вельможа на первый раз отнесся к нему благосклонно и велел “понаведаться на днях”, но это повторялось снова и снова. Приходя изо дня в день к вельможе, инвалид Копейкин не смог взять свою заслуженную пенсию. Гоголь показывает нам довольно трагичный финал этой истории.

Копейкина, разочаровавшегося в помощи государства, садят в тележку и везут неизвестно куда, где он со временем образует свою шайку разбойников. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.

Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях показал нам образ “маленького человека”. Рассказал нам о том, что это человек невысокого социального положения, с мелочными желаниями и потребностями все же остается доброй личностью, никому не делающей зла, безобидной. Но с такими людьми высшее общество не желает считаться, поэтому всеми способами оставляет незамеченными их потребности. “Маленький человек” всегда теряется в толпе, так как ничем особенным не привлекает свое внимание.

Он слишком обычен и незаметен. Но все же такой герой не так прост, как кажется на первый взгляд. Автор в каждого своего такого персонажа закладывает ранимый характер и душу.

И если его довести до отчаяния будет способен противостоять против всего. Но как бы не был силен такой человек в порыве гнева, он всегда “ломается”, что приводит либо к сумасшествию, либо к смерти.



Кто такой “маленький человек” (Гоголь Н. В.)