ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» (вариант 1)

Повесть Николая Васильевича Гоголя
«Шинель» сыграла большую роль в развитии
русской литературы. «Все мы вышли из
«Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М. Достоев-
ский, оценивая ее значение для многих поко-
лений русских писателей.
Рассказ в «Шинели» ведется от первого
лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо
знает жизнь чиновников. Герой повести —
Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький
чиновник одного из петербургских департа-
ментов, — бесправный и униженный чело-
век. Гоголь так описывает

внешность главно-
го героя повести: «низенького роста, несколь-
ко рябоват, несколько рыжеват, несколько
даже на вид подслеповат, с небольшой лы-
синой на лбу, с морщинами по обеим сторо-
нам щек».
Сослуживцы относятся к нему без уваже-
ния. Даже сторожа в департаменте смотрят
на Башмачкина как на пустое место, «как
будто бы через приемную пролетела простая
муха». А молодые чиновники смеются над
Акакием Акакиевичем. Он действительно не-
лепый, смешной человек, умеющий лишь пе-
реписывать бумаги. А в ответ на оскорбления
он говорит лишь одно: «Оставьте меня,
зачем
вы меня обижаете?». «И что-то странное за-
ключалось в словах и в голосе, с каким они
были произнесены, — пишет Гоголь. —
В нем слышалось что-то… преклоняющее на
жалость…»
Повествование в «Шинели» построено
так, что комический образ Башмачкина по-
степенно становится трагическим. Он ходит
в старой шинели, которую уже нельзя почи-
нить. Для того чтобы по совету портного на-
копить деньги на новую шинель, он эконо-
мит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет
чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит
очень осторожно, «почти на цыпочках», что-
бы «не истереть подметок» раньше времени,
редко отдает прачке белье. «Сначала ему бы-
ло несколько трудно привыкать к таким ог-
раничениям, но потом как-то привыклось
и пошло на лад; даже он совершенно при-
учился голодать по вечерам; но зато он пи-
тался духовно, нося в мыслях своих вечную
идею будущей шинели», — пишет Гоголь.
Новая шинель становится мечтой и смыслом
жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По
этому поводу чиновники устраивают банкет.
Счастливый Акакий Акакиевич даже не за-
мечает, что они насмехаются над ним. Но-
чью, когда Башмачкин возвращался с банке-
та, грабители сняли с него шинель. Счастье
этого человека длилось только один день.
«На другой день он явился весь бледный и в
старом капоте своем, который сделался еще
плачевнее». Он обращается за помощью в по-
лицию, но там с ним даже не хотят разгова-
ривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к
«значительному лицу», но тот выгоняет его.
Эти неприятности настолько сильно подейст-
вовали на главного героя повести, что он не
смог пережить их. Он заболел и вскоре умер.
«Исчезло и скрылось существо, никем не за-
щищенное, никому не дорогое, ни для кого не
интересное… но для которого все ж таки, хо-
тя перед самым концом жизни, мелькнул
светлый гость в виде шинели, ожививший на
миг бедную жизнь», — пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы «ма-
ленького человека», Гоголь говорит, что его
смерть ничего не изменила в департаменте,
место Башмачкина просто занял другой чи-
новник.
Повесть «Шинель», несмотря на свою ре-
алистичность, заканчивается фантастически.
После смерти Акакия Акакиевича на улицах
Петербурга стал появляться призрак, кото-
рый снимал шинели с прохожих. Одни виде-
ли в нем схожесть с Башмачкиным, другие
не замечали ничего общего у грабителя с
робким чиновником. Однажды ночью при-
зрак встретил «значительное лицо» и сорвал
с него шинель, напугав чиновника до того,
что тот «даже стал опасаться насчет какого-
нибудь болезненного припадка». После этого
случая «значительное лицо» стало лучше от-
носиться к людям.
Такой конец повести подчеркивает автор-
ский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «ма-
ленького человека». Он призывает нас быть
внимательными друг к другу, и как бы преду-
преждает, что человеку придется отвечать
в будущем за нанесенные ближнему обиды.
Недаром один из сослуживцев Башмачкина
услышал за его словами: «Оставьте меня,
зачем вы меня обижаете?» другие слова:
«Я брат твой».


ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» (вариант 1)