Сочинение: Тема “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И “БОЛЬШОЙ БРАТ”)

(“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И “БОЛЬШОЙ БРАТ”)

В 1913 году 20-летний поэт-футурист В. Маяковский на публичном диспуте о новейшей русской литературе высту­пил с докладом под названием “Пришедший сам”. Назва­ние его доклада явно перекликалось с названием книги Д. Мережковского “Грядущий Хам”, в которой звучало грозное доказательное предупреждение о выходе на исто­рическую арену в России нового человека.

Однако поэт-футурист В. Маяковский не только не стра­шился этого нового человека, он радостно приветствовал его скорый приход.

В. Маяковский как истинный футурист именно с рево­люцией связывал свои надежды на будущее. Называя себя ее предтечей, он почти отождествляет себя с грядущим человеком нового времени. Он даже готов стать его голо­сом, потому что грядущий новый человек его пока не имеет.

Но в действительности новый человек оказался не со­всем таким, как о нем писал Д. Мережковский, и не та­ким, каким представлял его себе В. Маяковский. Пальма первенства в художественном исследовании этого героя нового времени принадлежит А. Платонову, М. Зощенко, М. Булгакову.

Новый человек имел в русской литературе своих пред­шественников в виде художественных образов в произве­дениях Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Чехова. Это был забитый и всеми забытый “маленький человек”, который за многие десятилетия вырос в самомнении и окон­чательно созрел для такого грандиозного протеста, кото­рый был способен “весь мир насилья” разрушить.

Одним из них, несомненно, является капитан Лебядкин из романа Ф. Достоевского “Бесы”. Он, как известно, любит сочинять. Но его лирическое самовыражение все­гда имеет исключительно утилитарную цель.

Капитан Лебядкин прямо говорит о том, чего он хочет. Например, так: “Брачных и законных наслаждений желаю!” В более общей форме его жизненная философия выражается сле­дующей знаменитой фразой: “Плюй на все и торжествуй!”

Ученики и последователи капитана Лебядкина переня­ли у него не только его художественные методы и ориги­нальный склад мышления, но и картину мироздания, в которой не было места ни Богу, ни черту, ни вечности, ни разуму, ни смыслу.

Очень скоро бывший “маленький человек” осознал свое новое привилегированное положение и вслед за капита­ном Лебядкиным заявил свое право на “законные наслаж­дения”. “Мне удобства подай. Мне, товарищи, хочется жить не хуже, чем жили господа”, – требует новый человек устами В. Маяковского и жить он хочет “у самых солнечных протуберанцев”.

“Маленький человек” русской литературы XIX века вы­ступил на историческую сцену с мечтой о сокрушении про­клятого старого мира и построении мира нового, основан­ного на равенстве и справедливости. Но шли годы, а быв­ший “маленький человек” так и не воплотил в реальность свою мечту. Он строил мощные фабрики и заводы, элект­ростанции, превращал в пустыню вековую тайгу и возво­дил оазисы посреди пустыни, обращал вспять великие реки и покорял космические просторы. Он изменял мир вокруг себя, но сам внутренне не менялся.

Со временем у него росли лишь материальные запросы. И сегодня, по проше­ствии стольких лет, он вполне спокойно может сказать: “Ну, через это я как раз могу переступить”. И переступит без всякого зазрения совести.

И до тех пор, пока он будет таким, до тех пор, пока он будет способен на подобные поступки, наша жизнь не изменится в лучшую сторону. Мы вечно будем плестись в хвосте цивилизации, мечтая о том, как бы догнать и перегнать Америку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение: Тема “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (“МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И “БОЛЬШОЙ БРАТ”)