«Маленький человек» в рассказах А. П. Чехова
I. Изображение «маленького человека» — один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века.
II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.
1. Деградация «маленьких людей» в рассказах Чехова: превращение их в обывателей.
2. Осуждение автором героев, смирившихся со своим положением («Скучно вы живете, господа»).
3. Общие приемы типизации героев: портрет, поступки, рассказ в рассказе, монологи, интонация повествования, поэтические средства, пейзаж.
III. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» (Чехов). Любовь к обыкновенному человеку — одна из основных тем в творчестве А. П. Чехова.
Related posts:
- Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова «Смерть чиновника» и «Человек в футляре» А. П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: «Краткость — сестра таланта». Писатель считал, что одна деталь может рассказать о человеке гораздо больше, чем самый длинный рассказ. Чехов долго писал очерки и фельетоны в юмористических журналах, поэтому там он отточил свое мастерство рассказчика: в небольшой объем ... Читать далее...
- Чеховский чиновник и «маленький человек» (По рассказам А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника») Чиновник — одна из самых распространенных фигур в русской литературе XIX века. «Больших» чиновников, названных Гоголем «значительными лицами», русские писатели не жаловали и почти всегда представляли объектами насмешки, иронии и сатиры. Зато «маленькие» чиновники, начиная с Самсона Вырина из пушкинского «Станционного смотрителя», стали не только предметом пристального внимания, вызывая сочувствие, сострадание и жалость, но и ... Читать далее...
- «Маленький человек» в рассказе Чехова «Смерть чиновника» «Маленький человек» в рассказе Чехова «Смерть чиновника» План I. Суд человеческий и суд совести. II. Самоуничтожение чиновника Червякова. III. Страх и скудоумие — главные враги человека. Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно… А. С. Пушкин Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» — Пушкин сказал так неслучайно. Это ... Читать далее...
- Человек и среда в рассказах Чехова Его врагом была пошлость, И он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство — все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Юмор в ранних рассказах А. П. Чехова» А. П. Чехов стал знаменитым как автор коротких юмористических рассказов. Однако юмористическое начало в творчестве писателя можно назвать особым и специфическим. Вспомним поведение тонкого перед толстым в рассказе «Тонкий и толстый» или действия Червякова перед Бризжаловым в рассказе «Смерть чиновника». Они комичны, но как-то по-особенному. Чем же подход к юмору у Чехова отличает его от ... Читать далее...
- Роль художественной детали в рассказах Чехова Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить. Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ ... Читать далее...
- Человек и среда в рассказах А. П. Чехова Как течет и изменяется жизнь, так меняются содержание и герои произведений А. П. Чехова. Постепенно на пути своей творческой эволюции он переходит от написания юмористических рассказов к сатирическим. Не изменяется только одно: глубинность и актуальность его произведений. Чехов рассматривает и анализирует ту жизнь и те ее недостатки, которые были свойственны не только XIX веку, но ... Читать далее...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности — традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова — это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной ... Читать далее...
- Человек и среда в рассказах Антона Чехова 1 вариант В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство — все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные ... Читать далее...
- Какова роль зоологической детали в рассказах Чехова? Какова роль зоологической детали в рассказах А. П. Чехова? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в системе чеховских изобразительно-выразительных средств зоологическая деталь занимает особое место. Она способствует раскрытию композиционных и характерологических особенностей наименований животных в прямом и переносном значениях. Покажите, как используется зоологическая деталь при создании образа «маленького» человека. Отметьте, что фамилия Червяков в контексте ... Читать далее...
- Человек и среда в рассказах Чехова (Чехов А. П.) Что такое «среда»? С социологической точки зрения — это синоним общества, в котором ежедневно пребывает каждый из нас. Мы живем в обществе, взаимодействуем с ним. В зависимости от окружения, мы выстраиваем свои нравственные идеалы, выбираем жизненный путь. От среды, в которой находится человек зависит многое, ведь влияние ее может быть как положительным, так и негативным. ... Читать далее...
- Художественная деталь в рассказах Чехова После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, ... Читать далее...
- Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова В рассказах замечательного русского писателя А. П. Чехова получили продолжение традиции художественных школ Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенно — сатирико-юмористическая линия Необычайно чуткий к жизненным несправедливостям, лжи, фальши, испытывая душевную боль за человечество, писатель избирает наиболее доступный ему способ борьбы с нравственными и социальными пороками — способ художественной насмешки над уродствами жизни. ... Читать далее...
- ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Л. Н. Толстой говорил, что произведения А. П. Чехова понятны и сродны не только всякому русскому, но и всякому человеку во- обще. Действительно, главной темой творче- ства Чехова (как Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художе- ственные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву счита- ется мастером ... Читать далее...
- Мастерство художественных деталей в рассказах А. Чехова После смерти А. П. Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно… не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве эти писатели, ... Читать далее...
- Тема «маленького человека» в ранних рассказах А. П. Чехова В своих ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия (конец XIX века), которые нашли отражение в творчестве Чехова. ... Читать далее...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде ... Читать далее...
- Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не ... Читать далее...
- Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по пьесе Чехова А. П Вишневый сад) Чехов — великий мастер короткого рассказа, обличитель мира пошлости и мещанства — в конце 90-х годов XIX века создает так называемую маленькую трилогию, в которую вошли три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В этих рассказах, объединенных общей идеей разоблачения «футлярной» жизни, писатель выступил против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Главный ... Читать далее...
- Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова Гуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа «Толстый и тонкий» (1883). Как только он, незначительный ... Читать далее...
- Человек и среда в рассказах А. П. Чехова. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья… Ф. И. Тютчев Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь». Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвятся ... Читать далее...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 3. «На краю обрыва в будущее» (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 4. Когда за окнами — другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 5. Будущее в представлении чеховских героев ... Читать далее...
- Проблема подлинных и мнимых ценностей в рассказах А. П. Чехова Один из современников Чехова заметил, что по его рассказам можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей и разобраться в проблеме подлинных и мнимых ценностей. Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. К сожалению, в реальной ... Читать далее...
- Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения Антона Павловича Чехова многими маститыми писателями, литературными критиками и простыми поклонниками его таланта по праву считаются одними из лучших образцов настоящего мастерства изображения человеческой жизни. ... Читать далее...
- Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова План I. Жизнь в зеркале рассказов А. П. Чехова. II. «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». 1. «Смерть чиновника». Трагикомическая история жизни маленького человека. 2. Чинопочитание — порок, уничтожающий человеческое достоинство («Толстый и тонкий», «Хамелеон»). III. «В человеке должно быть все прекрасно…» ... Читать далее...
- Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», ... Читать далее...
- Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза ... Читать далее...
- ОСУЖДЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЬЩИНЫ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА ОСУЖДЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЬЩИНЫ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Антон Павлович Чехов — великий русский писатель-реалист. В произведениях Чехова отразилась предреволюционная пора, вера в светлое будущее России. Писатель в своем творчестве использует разные жанры: и сценки, и анекдоты, и фельетоны, и рассказы. В своих рассказах главными врагами Чехов называл ложь, лицемерие и произвол, говорил о вдохновенном труде ... Читать далее...
- Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова? После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предмет исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. ... Читать далее...
- Основная тема в рассказах и повестях А. П. Чехова второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX века Во второй половине 80-х гг. в письмах Чехова увеличивается число своеобразных творческих деклараций, с помощью которых он стремится обосновать свое понимание задач литературы, определить свое место в литературном процессе. Назначение литературы, по его глубокому убеждению,- «правда безусловная и честная» (из письма к М. В. Киселевой от 14 января 1887 г.). Он отстаивал свою независимость от ... Читать далее...
- Мастерство художественных деталей в рассказах Антона Чехова Русская литература пестрит именами — классическими и современными — но Антон Павлович Чехов был и остается одним из неподражаемых мастеров художественного слова. Да, предметом исследования Чехова, как и многих других писателей, был внутренний мир человека, но в использовании художественных методов и приемов он достиг высот почти недостижимых. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. ... Читать далее...
- Образы «футлярных» людей в рассказах Антона Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890 х гг. и состоящую ... Читать далее...
- Осмеяние пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова Чехов — неисчерпаем, потому, что несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. К. С. Станиславский Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Он мог выразительно и в краткой форме, в минимальном объеме рассказать о ... Читать далее...
- «Футлярная» жизнь в рассказах Чехова А. П. Чехова любили современники, но все же не многие из них понимали, что имеют дело с первостепенной литературной силой. И совсем не так давно совершилось окончательное признание Чехова классическим автором. Чехов был очень наблюдателен, и эта способность помогала ему выявлять «пороки» и недостатки общества, в котором он жил. В своих ранних рассказах Чехов касается ... Читать далее...
- В чем состоят особенности героя в рассказах Чехова 1880-1890-х годов? В чем состоят особенности героя в рассказах А. П. Чехова 1880-1890-х годов? Проиллюстрируйте ваше понимание на примере одного из рассказов. Многие герои Чехова ощущают тупик, исчерпанность прежних форм жизни, но не знают, как иначе устроить ее, куда двигаться. Они какие-то «временнообязанные» в жизни. Тем самым в рассказах Чехова обнаруживают себя настроения общего неблагополучия, растерянности, охватившие ... Читать далее...
- «Маленький человек» в русской литературе Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека». Уже в рассказах сентименталистов, особенно у ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Гибель человеческой души в рассказах Чехова В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О ... Читать далее...
- Обличение порока общества в рассказах Чехова Обличение порока общества в рассказах А. П. Чехова Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переходный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение многие недостатки и «болезни» того времени, среди которых — чинопочитание и мещанство, пошлость и стремление оградить себя ... Читать далее...
- Образы «футлярных людей» в рассказах А. П. Чехова 1. «Футлярная» тема в творчестве Чехова. 2. «Человек в футляре». 3. Образ жизни учителя Беликова. Художественный мир произведений А. П. Чехова населен различными героями, объединенными интересом писателя к бытовой жизни, житейским мелочам, привычной повседневности. Автора интересует жизнь чиновника. Он изучает образ жизни своего героя, пытается художественно переосмыслить его. Галерея чиновников у Чехова включает в себя ... Читать далее...
- Образ маленького человека в рассказах Чехова А. П. Чехов — писатель очень интересной направленности. Он любит писать рассказы, которые с одной стороны — имеют частичку юмора, а с другой — сожаления и соболезнования. Многие его рассказы полны сарказма. Антон Павлович писал не только юмористические рассказы, но и серьезные пьесы и повести. Герои его рассказов настолько разнообразны, что, кажется, что каждый герой ... Читать далее...
Маленький человек в рассказах А. П. Чехова