План сочинения – Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова

Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова

I. Вступление

“Его врагом была пошлость…” (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина – это, в понимании Чехова, от­сутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная де­градация, застой, эгоизм.

II. Главная часть

1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, он доволен собой и даже счастлив (“Крыжовник”, “Ионыч”), О таком “сытом”, “ле­нивом” счастье

Чехов писал: “Надо, чтобы за дверью каждо­го довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с мо­лоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…”.

Самодовольство – главная психологическая черта мещанина.

2. Пошлость прикрывается зачастую видимостью “выс­ших” интересов (“салон” Веры Иосифовны в рассказе “Ио­ныч”, философствование Рагина в “Палате № 6”, теории Гу­рова в “Даме с собачкой”), “Красивые” фразы чаще всего служат ширмой для мелких чувств, нежелания думать, эгоиз­ма

(Рябовский в “Попрыгунье”, Лида в “Доме с мезонином”, отец Сисой в “Архиерее” и др.).

3. “Футлярная психология” как свойство мещанства. Страх перед всем, что может нарушить покой мещанина, осо­бенно перед проявлениями внешней и внутренней свободы (“Человек в футляре”, “Унтер Пришибеев”). Жизнь мещанст­ва – эта ущербная жизнь по принципу “как бы чего не вы­шло”.

Жизнь, “не запрещенная циркулярно, но и не разрешен­ная вполне” (“Человек в футляре”).

4. Как человек становится обывателем? Опасность этого процесса, по Чехову, в том, что он протекает постепенно и не­заметно. Предпосылкой обыкновенно является недостаток внутренней культуры, неумение, а часто и нежелание сопро­тивляться пошлости.

Неприметно для себя человек утрачивает высокие цели и интересы и начинает жить очень удобной и приятной жизнью, ни о чем не беспокоясь и ни к чему, кроме сытости, довольства, богатства и т.п., не стремясь. Наиболее полно этот процесс прослежен Чеховым в рассказах “Учитель словесности” и “Ионыч”.

III. Заключение

Пошлость и мещанство для Чехова – это наиболее сильный враг всего молодого, честного, творческого, оду­хотворенного. Враг этот страшен прежде всего тем, что си­дит в каждом человеке и незаметно превращает его в обы­вателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения – Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова