План сочинения – Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова
Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова
I. Вступление
“Его врагом была пошлость…” (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина – это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная деградация, застой, эгоизм.
II. Главная часть
1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, он доволен собой и даже счастлив (“Крыжовник”, “Ионыч”), О таком “сытом”, “ленивом” счастье
Самодовольство – главная психологическая черта мещанина.
2. Пошлость прикрывается зачастую видимостью “высших” интересов (“салон” Веры Иосифовны в рассказе “Ионыч”, философствование Рагина в “Палате № 6”, теории Гурова в “Даме с собачкой”), “Красивые” фразы чаще всего служат ширмой для мелких чувств, нежелания думать, эгоизма
3. “Футлярная психология” как свойство мещанства. Страх перед всем, что может нарушить покой мещанина, особенно перед проявлениями внешней и внутренней свободы (“Человек в футляре”, “Унтер Пришибеев”). Жизнь мещанства – эта ущербная жизнь по принципу “как бы чего не вышло”.
Жизнь, “не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне” (“Человек в футляре”).
4. Как человек становится обывателем? Опасность этого процесса, по Чехову, в том, что он протекает постепенно и незаметно. Предпосылкой обыкновенно является недостаток внутренней культуры, неумение, а часто и нежелание сопротивляться пошлости.
Неприметно для себя человек утрачивает высокие цели и интересы и начинает жить очень удобной и приятной жизнью, ни о чем не беспокоясь и ни к чему, кроме сытости, довольства, богатства и т.п., не стремясь. Наиболее полно этот процесс прослежен Чеховым в рассказах “Учитель словесности” и “Ионыч”.
III. Заключение
Пошлость и мещанство для Чехова – это наиболее сильный враг всего молодого, честного, творческого, одухотворенного. Враг этот страшен прежде всего тем, что сидит в каждом человеке и незаметно превращает его в обывателя.
Related posts:
- Пошлость и мещанство в изображении А. П. Чехова (На примере рассказов “Кухарка женится” и “Невеста”) 1. Проблематика семейных отношений у А. П. Чехова. 2. Пошлость и чудовищность брака Пелагеи. 3. Побег Нади в Москву как спасение от обыденности. 4. Распоряжаться жизнью другого человека нельзя. …И вдруг, ни с того ни с сего, явился какой-то чужой, который откуда-то получил право на ее поведение и собственность! А. П. Чехов А. П. Чехов […]...
- Мещанство и пошлость – главные враги А. П. Чехова “Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины” – так охарактеризовал творчество А. П. Чехова Максим Горький. Большинство своих повестей и рассказов А. П. Чехов посвящает изображению “футлярной жизни” и людей, которые […]...
- Мещанство и пошлость в рассказе А. П. Чехова “Крыжовник” 1. Перемены в человеке, желание которого исполнилось. 2. Страсть к накопительству главного героя. 3. Человеческое самодовольство и безразличие к чужим бедам. …Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! А. П. Чехов В “Крыжовнике” А. П. Чехова ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский рассказывает о своем брате Николае Ивановиче, который, […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- План сочинения – Своеобразие драматургии Чехова Своеобразие драматургии А.П. Чехова I. Вступление Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский и др.) он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт (см. Словарик) в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей (Чацкий- Молчалин, Хлестаков – Городничий, […]...
- План сочинения: “Новый человек” в изображении Чернышевского и Тургенева “Новый человек” в изображении Н.Г. Чернышевского и И. С. Тургенева I. Вступление 1. Социально-политическая ситуация в России начала 60-х годов. Главная фигура эпохи – “новый человек”, разночинец-демократ. 2. Тургенев и Чернышевский – первые русские писатели, которые изобразили этот тип достаточно полно, дали ему свое истолкование и оценку. II. Главная часть 1. Общее в характерах Базарова […]...
- “Его врагом была пошлость” (По рассказам А. П. Чехова) Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. А. М. Горький Восьмидесятые годы XIX века в истории России были не только годами безвременья. Русская передовая общественная мысль, русская наука и искусство многим обогатились в эти годы. На духовном развитии Чехова не могли не сказаться такие явления эпохи, как труды Менделеева, Тимирязева, гениальные […]...
- Проблематика рассказов А. П. Чехова: “пошлость пошлого человека” В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд рассказов на тему интеллигенции. Вслед за Горьким, который боролся в своих произведениях с “интеллигентами”, ничего не оставившими после себя на земле, кроме мусора, Чехов бьет тревогу в своих рассказах, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. […]...
- Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней” (по произведениям А. П. Чехова) Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни. Ярким примером […]...
- “Его врагом была пошлость” (по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”) Все рассказы Чехова вызывают у читателя глубокий эмоциональный отклик, ведь каждое произведение списано с натуры. Одним из свойств человеческой жизни, к величайшему сожалению, является огромная, всепоглощающая пошлость. Эта пошлость не дает человеку спокойно существовать, она давит на него, делая всю его жизнь несчастной и убогой. Чехов констатирует, что при всем этом некоторые люди не только […]...
- Сочинение по рассказу Чехова “Ионыч” Один из лучших, на мой взгляд, рассказов выдающегося русского писателя Антона Павловича Чехова – это рассказ “Ионыч”. Главным героем этого произведения является сельский (земский) доктор – Старцев Дмитрий Ионыч. В рассказе “Ионыч” Чехов хотел показать то, как живой, интересный и умный человек, под воздействием различных внешних обстоятельств, становится абсолютно равнодушным к окружающим людям. В рассказе […]...
- Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и возможно. Ф. Достоевский Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся […]...
- Добро и зло в понимании и изображении Ф. И. Достоевского В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В сердце человека Бог и дьявол вели борьбу, и победа осталась за Богом. В XIX в. авторитет религии стремительно падал, увеличивалось число безбожников. Это приводило многих людей к глубоким внутренним кризисам. Ф. М. Достоевский, человек истинно религиозный, верил, что […]...
- “Его врагом была пошлость…” Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. К сожалению, в реальной жизни красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с грубостью, […]...
- Сочинение на тему: ЖИЗНЬ В МОЕМ ПОНИМАНИИ ЖИЗНЬ В МОЕМ ПОНИМАНИИ (миниатюра) Человеческая жизнь коротка и прекрасна, как северное лето. Она, пожалуй, похожа и на костер: искры, легкие веселые язычки огня, сильное пламя, спокойный жар, слабое мерцание тлеющих углей, холодный пепел. Рано или поздно человека – великого и невеликого – ждет небытие. А это вечная ночь, которая обязательно наступит, и это день, […]...
- А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) (План-сочинение) Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Талант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяжении всего творческого пути сопровождала тема смысла жизни, тесно переплетающаяся с темой растворения, оскудения духовной основы личности. В основе рассказа “Ионыч” лежали впечатления автора от посещения провинциальных городов, где “скучная серая” жизнь порождает “скучных и бездарных людей”. Сюжетная основа […]...
- Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова “Дядя Ваня” “Драматургия Чехова, – писал А. Арбузов, – это грань, с которой начинается совершенно новая страница театра”. И действительно, Чехов совершенно отказался от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами, от борьбы, ведущей одних к поражению, других к победе. Этим он нарушил все существовавшие на то время каноны драматургии. Вместо отображения внешних конфликтов, писатель погружается во […]...
- Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова Антон Павлович Чехов – писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. “Пошлость пошлого человека” – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – […]...
- План сочинения – Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе Островского “Гроза”) Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в […]...
- Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Что важнее – жить Или притворяться, что живешь? П. Коэльо Рассказы А. П Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: “Краткость сестра таланта”. Какова же проблематика рассказа “Ионыч”. А. П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, […]...
- План сочинения на тему: “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков “Маленькие” люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов – продолжатели темы “маленького человека” в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа “маленького человека”. II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа “маленького человека” заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: а) Гоголь делает героем повести […]...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о высоком […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Лошадиная фамилия”, план В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ “Лошадиная фамилия” в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обстоятельствами: начало 80-х годов не столь благоприятно для развития язвительной сатиры. В стране ужесточается цензура, как результат правительственной реакции. Наиболее удачным является легкий и веселый смех над мелкими казусами бытовой повседневной […]...
- План сочинения – Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? Почему Н.В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? I. Вступление Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное произведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое. II. Главная часть Для Гоголя поэма – это “малый род эпопеи”, а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом. Именно […]...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е – 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была […]...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-Щедрина Барин и мужик в произведениях Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для Толстого это […]...
- Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов – один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова – человека и писателя – не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и […]...
- План сочинения – Семейная тема в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
- “Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя” (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского 1. Тема мещанства в русской литературе. 2. Мещанство в лирике Маяковского. 3. Любовь и мещанство у Маяковского. 4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни. Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та “тина мелочей”, которая захлестывает человека, часто […]...
- План сочинения: Художественные черты поэтики И. А. Бродского Художественные черты поэтики И. А. Бродского Произведения Бродского можно сравнить с симфоническим оркестром, его могучим музыкальным напором, который достигается насыщенной и необычайно строгой композицией. Бродский не говорит о главном прямо, но всегда уклончиво и обиняками. Он ищет новые возможности подхода к тексту и читателю. Это предопределило ряд характерных черт поэтики Бродского: а) объемные тексты, которые […]...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова “Горе от ума” Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” I. Вступление Образ Софьи – один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин (“Софья очерчена неясно…”). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья – девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии […]...
- План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова “Герой нашего времени” Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” I. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина. II. Главная часть Что такое “герой времени”? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, […]...
- План сочинения – Смысл заглавия романа Тургенева “Отцы и дети” Смысл заглавия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения (“Герой нашего времени”, “Мертвые души”, “Война и мир” и др.). К этому типу относится и заглавие романа Тургенева. (См. также Словарик, ст. Заглавие.) II. Главная часть 1. […]...
- План сочинения – Кто является положительным героем романа Гончарова “Обломов”? Кто является положительным героем романа И. А. Гончарова “Обломов”? I. Вступление Положительный герой – персонаж, вызывающий авторские симпатии и в той или иной мере воплощающий в себе авторский идеал. (Подробнее см. Словарик, ст. Герой.) II. Главная часть 1. Очевидно, что положительным героем романа Гончарова может быть либо Обломов, либо Штольц, либо Ольга Ильинская: а) характер […]...
- План сочинения Онегин как трагический герой Онегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического (см. Словарик). Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. “Хандра” – основной нравственный “недуг” Онегина, Ее причины: а) Онегин рано начал жить светской жизнью (см., в частности, эпиграф к первой главе), рано […]...
- План сочинения: Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лермонтов – поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем – избранничество. Сравнивая себя с гением европейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: “Как он, гонимый миром странник,..” II. Главная часть 1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в творчестве […]...
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены разные типы […]...
- План сочинения: Образ ночи в лирике Тютчева Образ ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи – традиционная тема романтической поэзии. Она является одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от поэтов-романтиков, Тютчев выводит ее за обычные, традиционно-ро- мантические рамки, усиливает ее философское звучание. В изображении мира ночи Тютчев использует трагические и даже зловещие оттенки. Его ночь не просто […]...
- План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как “уничтожение смехом” (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не “пороки” человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную […]...