План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
I. Встутение
Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе.
II. Главная часть
1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества.
2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была тема социально-политической свободы. Вместе со всем прогрессивным дворянством того времени Пушкин выступал прежде всего против
В качестве социально-политического идеала для Пушкина выступала «просвещенная» монархия («Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя…»).
В стихотворениях этого периода важно выделить характерные для пушкинского понимания свободы идеи, которые затем пройдут через все его творчество. Это, во-первых, требование свободы не для одного себя, а для
И наконец, свобода одного человека не должна ограничивать свободу другого.
3. Последняя идея особенно важна для пушкинского понимания свободы личности. В частности, свободу в любви Пушкин понимает как право человека самому определять свою судьбу, и это право следует уважать («Я вас любил…»). Личная свобода в зрелом творчестве Пушкина становится важнейшей.
Одновременно нарастает пушкинский скептицизм по отношению к социально-политическим свободам, возникает вопрос о том, кто достоин свободы. Так, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» Пушкин пишет: «К чему стадам дары свободы?» Еще более очевидно эта мысль высказана в стихотворении «Из Пиндемонти», в котором Пушкин в высшей степени иронично высказывается о политических свободах и требует от государства лишь одного: чтобы его оставили в покое. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет Пушкин в стихотворении «Пора, мой друг, пора…»
4. Для Пушкина как для поэта чрезвычайно важным был вопрос о свободе творчества, под которой он понимал прежде всего независимость от мнения «черни», толпы, что отразилось в таких стихотворениях, как «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. (Подробнее см. план «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина»).
III. Заключение
Пушкинское понимание свободы воплотило в себе прежде всего уважение к человеку, было подлинно гуманистическим.
- Свободолюбивая лирика (Пушкин А. С.) А. С. Пушкин всегда отличался особым высказыванием чувств и эмоций. Он никогда не стеснялся их выражать, и не мог скрывать. В своих произведениях он часто прибегал к тому, что чувствует. Не боялся перечить, идти против правил и высказывать свое мнение. Именно в этом и выражалось тема свободы в его стихах, поэмах, романах и тп. Лирика […]...
- Свободолюбивая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы молодой пушкин начал писать свои великолепные стихи в которых звучал голос крылатой юности атмосфера жизнеражостности. Часто его стихотворения выражались в жанре посланий, одресованных старшим друзьям Уже после лицея, пушкинокунается в атмосферу либерализма царящую в питербурге. Он встпает в кружки побящиеся со старославянизмами, в союзы молодых революционеров, и в 1817 году пишет […]...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, […]...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии — традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века — Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о высоком […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я Жить хочу») II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Политическая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы сложились у Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В стихотворении 1815 года «Лицинию» поэт-лицеист восклицал: «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа». Зная настроения Пушкина-лицеиста, с полным правом можно отнести к нему самому такие строки из стихотворения «Лицинию», […]...
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (3) …В мой жестокий век восславил я свободу…» А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании: Свободой Рим возрос, а рабством погублен… Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение «Лицинию». Но […]...
- Сочинение на тему «Лирика Пушкина» Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своем творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Мое любимое в его творчестве — это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину […]...
- План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина «Евгений Онегин» Особенности композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Композиция — состав и расположение частей произведения (подробнее см. Словарик). Сам Пушкин определял свой роман как «собранье пестрых глав». Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. «Энциклопедичность» романа требовала именно такого характера композиции, который позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений […]...
- План сочинения к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» План I тема чести II постигай истину завет отца испытание свободой. признание вины. неприятные пошлости. враги — братья (встреча с Пугачевым). путь мести или милосердия. III свобода выбора. Ключевые цитаты: Береги платье с нову, а честь с молоду (Григорий 1гл) доказать, что я уже не ребенок (игра с Зуриным, проигрыш, стыл. Помиримся, виноват (Гринев просит […]...
- План сочинения: Тематика и формы авторских отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин» Тематика и формы авторских отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Авторские отступления — это Внесюжетный элемент композиции произведения, в котором выражается авторская личность (подробнее см. Словарик). Авторские отступления имеют большое значение в композиции пушкинского романа. Благодаря им создается образ автора (см. Словарик); в них затронуты те сферы русской жизни, которые не имеют […]...
- План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в широком смысле слова — формирование личности. II. Главная часть 1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования […]...
- План сочинения: Долг, честь и милосердие в романе Пушкина «Капитанская дочка» Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» I. Вступление Долг, честь и милосердие — безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоречие друг с другом. II. Главная часть 1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке (отказ […]...
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (5) Пушкин ставил на первое место среди своих заслуг прославление свободы. Свобода останется темой его творчества на всю жизнь. Свобода для Пушкина — это прежде всего личная свобода и независимость. Это свобода выбора профессии, занятий, свобода от разного рода предрассудков. Это и свобода мысли: в отношении к искусству, к религиозным убеждениям, к взаимоотношениям с людьми. Поэт […]...
- План сочинения на тему: Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Дополнительные темы сочинений «Люблю тебя, Петра творенье…» А. С. Пушкин » Медный всадник « «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось» А. С. Пушкин » Евгений Онегин « План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. образ Петербурга — Маскарад. А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 […]...
- План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Тургенева «Отцы и дети» Пейзаж в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и И.С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в русской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в романах «Евгений Онегин» и «Отцы и дети», выполняя несколько функций. II. Главная часть 1. Пейзаж и его роль в романе «Евгений Онегин»: а) воссоздавая […]...
- ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант 1) …В мой жестокий век восславил я свободу…» А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество ПушкинА. Уже в своем ран- нем творчестве Пушкин выступал против не- 82 справедливости и деспотизма существующе- го общественного строя, изобличал губитель- ную для народа силу тирании: Свободой Рим возрос, а рабством погублен… ПушкинУ было всего шестнадцать лет, когда […]...
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (6) Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», […]...
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (8) Тема свободы, «вольности святой» была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия «свобода». Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным […]...
- План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов Онегин и Печорин: анализ образов I. Вступление Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия. II. Главная часть 1. Общее: а) происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться. б) и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по сравнению со […]...
- План сочинения: Пушкинская тема в цикле Цветаевой «Стихи к Пушкину» Пушкинская тема в цикле М. Цветаевой «Стихи к Пушкину» «…Поистине первой и неизменной любовью ее [М. Цветаевой] был Пушкин» (Б. Орлов). Основные мотивы и образы цикла: 1) активная позиция автора в борьбе с мещанством «пушкиньянцев», превративших поэта в «монумент», «мавзолей», заклеймивших его «низостью двуединой золота и середины» — «Бич жандармов, бог студентов…»; 2) соотнесенность двух […]...
- План сочинения — А. С. Пушкин о поэте и поэзии 1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире «питомцем нег и Аполлона». 2. 1817 год — ода «Вольность». Поэт призывает «разбить изнеженную лиру» во имя […]...
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели (и продолжают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу […]...
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (7) А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой». Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века […]...
- Адресная лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин по праву считается гением отечественной литературы. Его творчество было новаторским, он сделал огромный вклад в русскую культуру. Безусловно, особое, главенствующее место в своем творчестве Пушкин отводил лирике. Лирика Пушкина во многом носит адресный характер. Интересно, что мотивы адресной лирики совершенно различны. Это стихотворения, посвященные теме любви, дружбы, общественно-политическим и философским вопросам. Одно […]...
- План сочинения: Тема одиночества в поэтическом творчестве Марины Цветаевой Тема одиночества в поэтическом творчестве Марины Цветаевой Абсолютное одиночество как характерное состояние Цветаевой-поэта, рожденное постоянным противостоянием с окружающим миром и внутренним конфликтом между бытом и бытием. Характерные ипостаси одиночества в поэтическом творчестве Цветаевой: 1) одиночество несбывшейся любви или дружбы, трагическая ситуация «разрозненной пары» — «Двое» (1924), «Жизни» (1924), «Поэма Горы» (1924), «Поэма Конца» (1924) и […]...
- Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век) План. I «Источник чистый вдохновенья». (Е. А. Баратынский) II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А. С. Пушкин) 1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А. С. Пушкина. 2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова. III «Умение вокруг увидеть красоту». (М. Н. Эпштейн) Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, […]...
- О любви с любовью (интимная лирика А. С Пушкина) О любви с любовью (интимная лирика А. С Пушкина) План I. Уникальность любовной лирики Пушкина. II. Стихи А. С. Пушкина о любви. 1. Искренность интимной лирики Пушкина. 2. «Признание». Изобразительная сила детали. 3. «Сожженное письмо». Трагическая любовь в изображении поэта. 4. «Я помню чудное мгновенье…». Воскрешение любви — возвращение к жизни. 5. «Я вас любил…». […]...
- План сочинения на тему: «Нравственность есть правда» «Нравственность есть правда» (В. Шукшин) I. Вступление Проблемы нравственности — это проблемы добра и зла, личности и общества, свободы и ответственности. II. Главная часть Нравственный потенциал русской классической литературы. Утверждение в русской классике таких нравственных ценностей, как совесть, справедливость, добро, сострадание (Пушкин, Достоевский, Чехов и др.). «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» […]...
- ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант 2) Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Ев- ропе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость осво- бождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-эконо- мического развития страны. Но задача про- грессивных деятелей была шире — раскрепо- щение личности, утверждение идеала духов- […]...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-Щедрина Барин и мужик в произведениях Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для Толстого это […]...
- План сочинения: За что и против чего выступает Чацкий? За что и против чего выступает Чацкий? I. Вступление Чацкий — молодой дворянин начала XIX века. Он решительно выступает против порядков «века минувшего» и утверждает идеалы, близкие к идеалам декабристов, передового дворянства этого времени, II. Главная часть В социальной сфере Чацкий выступает последовательным противником крепостничества (монолог «А судьи кто?», его собственный опыт управления имением (Фамусов: […]...
- Вольнолюбивая лирика Александра Пушкина А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «вольность». В первый […]...
- План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени» Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» I. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина. II. Главная часть Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, […]...
- Лирика Пушкина Александр Сергеевич Пушкин по праву считается одним из самых выдающихся писателей и поэтов России. Заслуги Пушкина-прозаика велики, ведь именно он положил начало реалистичным, жизненным повестям, которые стали школой мастерства для других писателей. Однако невозможно забыть заслуги «поэта, воспетого небесами». Его лирика разделяется на следующие жанры. Послание — обращение к другому лицу. Пушкин адресовал свои послания […]...
- Какие добрые чувства порождает лирика А. С. Пушкина И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. А. С. Пушкин Наверное трудно найти человека, которому бы ничего не говорило имя Пушкина. Почему? Ответ на этот вопрос дает академик Д. С. Лихачев: «Думаю, что тайна безмерного обаяния […]...
- Философская лирика А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта. Пушкин, как, […]...
- ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА Тема «вольности святой» волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно (ода «Вольность» — 1817, «К Чаадаеву» — 1818, «Свободы сеятель пустынный…» — 1823, «Птичка» — 1823, «Во глубине сибирских руд…» […]...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную […]...
- План сочинения: Черты художественного стиля произведений Искандера Черты художественного стиля произведений Ф. Искандера Русская литература характеризуется тем, что в ней, по словам Л. Толстого, «интерес подробностей чувств заменяет интерес самих событий». Ф. Искандер пошел по этому пути дальше и последовательнее, чем многие современные русские писатели. У Искандера «интерес самих событий» до такой степени оттеснен, что само событие, предмет словно исчезают. Творческая манера […]...