План сочинения – Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”
I. Вступление
“Мертвые души” – одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но которые для автора важны. Это и есть авторская позиция.
II. Главная часть
1. Способы выражения авторской
а) прямые авторские характеристики героев (Манилова, Ноздрева, Плюшкина и др.);
б) косвенные характеристики при помощи деталей портрета, интерьера, манеры речи и т.п., создающие в основном комический эффект (книга в кабинете Манилова, два года открытая на 14 странице; внешний облик Плюшкина, отрывочная, полная алогизмов, бессмыслицы и вранья речь Ноздрева и т.п.);
в) иронические характеристики, когда автор как будто хвалит героя и даже восхищается им, раскрывая в то же время как бы невольно его подлинную сущность (называя, например, полицмейстера “отцом и благодетелем”, тут же показывает,
2. Особой и наиболее важной формой выражения авторской позиции являются авторские отступления (см. Словарик). Они важны прежде всего потому, что в них автор может отходить от сюжета, а следовательно, выражать свое понимание самых разных жизненных проблем.
Благодаря авторским отступлениям личность Гоголя выражается в “Мертвых душах” с очень большой полнотой, что составляет отличительную художественную особенность поэмы.
Авторские отступления можно разделить на группы с точки зрения их тематики и эмоционального тона, т.е. пафоса (см. Словарик):
а) сатирическое изображение нравов и обычаев русской жизни (отступление о “толстых и тонких” в первой главе, об умении обращаться с высшими и низшими – в третьей, о дамах города N – в восьмой и т.п.);
б) собственно лирические отступления, в которых высказывается иная сторона гоголевской личности: он является здесь уже не сатириком, а человеком тонкой души, которому доступны не одни низменные, но и возвышенные предметы (отступление о юности и описание сада Плюшкина в шестой главе, размышление о заблуждениях человечества в десятой главе и т.п.);
в) размышления о писательском труде, о задачах и положении писателя на Руси. Эта проблема была для Гоголя особенно важна, поскольку он был одним из зачинателей новой, реалистической литературы, сам осознавал это и часто сталкивался с непониманием читательской публики и критики. (К этому роду относятся отступления “Счастлив путник…” – в начале седьмой главы; о том, какого человека надо брать в герои; о читателях и о том, патриотично ли выставлять на вид паши пороки – в одиннадцатой главе и т.п.);
г) размышления о Руси, ее исторической судьбе, о том, что в ней есть хорошего (о русском слове – в конце пятой главы, о “разгуле широкой жизни” – в седьмой, два отступления в одиннадцатой).
III. Заключение
Ангорская позиция в “Мертвых душах” выражается разными способами и в разных формах, которые вместе создают сложный и многоплановый образ писателя.