План сочинения – Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”



Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

I. Вступление

“Мертвые души” – одно из тех произведений, где автор­ское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изо­бражает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но кото­рые для автора важны. Это и есть авторская позиция.

II. Главная часть

1. Способы выражения авторской

позиции:

а) прямые авторские характеристики героев (Манилова, Ноздрева, Плюшкина и др.);

б) косвенные характеристики при помощи деталей порт­рета, интерьера, манеры речи и т.п., создающие в основном комический эффект (книга в кабинете Манилова, два года открытая на 14 странице; внешний облик Плюшкина, отры­вочная, полная алогизмов, бессмыслицы и вранья речь Ноздрева и т.п.);

в) иронические характеристики, когда автор как будто хвалит героя и даже восхищается им, раскрывая в то же время как бы невольно его подлинную сущность (называя, напри­мер, полицмейстера “отцом и благодетелем”, тут же показы­вает,

что он беззастенчивый хапуга и взяточник; упоминая о “хорошем воспитании” Маниловой, тут же поясняет, какие ничтожные вещи составляют суть этого воспитания и т.п.).

2. Особой и наиболее важной формой выражения автор­ской позиции являются авторские отступления (см. Словарик). Они важны прежде всего потому, что в них автор может отхо­дить от сюжета, а следовательно, выражать свое понимание самых разных жизненных проблем.

Благодаря авторским от­ступлениям личность Гоголя выражается в “Мертвых душах” с очень большой полнотой, что составляет отличительную ху­дожественную особенность поэмы.

Авторские отступления можно разделить на группы с точ­ки зрения их тематики и эмоционального тона, т.е. пафоса (см. Словарик):

а) сатирическое изображение нравов и обычаев русской жизни (отступление о “толстых и тонких” в первой главе, об умении обращаться с высшими и низшими – в третьей, о да­мах города N – в восьмой и т.п.);

б) собственно лирические отступления, в которых выска­зывается иная сторона гоголевской личности: он является здесь уже не сатириком, а человеком тонкой души, которому доступны не одни низменные, но и возвышенные предметы (отступление о юности и описание сада Плюшкина в шестой главе, размышление о заблуждениях человечества в десятой главе и т.п.);

в) размышления о писательском труде, о задачах и поло­жении писателя на Руси. Эта проблема была для Гоголя осо­бенно важна, поскольку он был одним из зачинателей новой, реалистической литературы, сам осознавал это и часто стал­кивался с непониманием читательской публики и критики. (К этому роду относятся отступления “Счастлив путник…” – в начале седьмой главы; о том, какого человека надо брать в ге­рои; о читателях и о том, патриотично ли выставлять на вид паши пороки – в одиннадцатой главе и т.п.);

г) размышления о Руси, ее исторической судьбе, о том, что в ней есть хорошего (о русском слове – в конце пятой главы, о “разгуле широкой жизни” – в седьмой, два отступления в одиннадцатой).

III. Заключение

Ангорская позиция в “Мертвых душах” выражается раз­ными способами и в разных формах, которые вместе создают сложный и многоплановый образ писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения – Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”