План сочинения – Своеобразие композиции романа Чернышевского “Что делать?”



Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

I. Вступление

Композиция – состав и организация элементов и частей художественного произведения.

II. Главная часть

1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя:

а) сюжет романа – история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в родительском доме – отказ выйти замуж за Сторешникова – знакомство с Лопуховым – освобождение из “подвала” и брак с Лопуховым – счастье в этом браке – устройство мастерских – любовь к Кирсанову – второй брак

– счастье в этом браке. Это внешняя схема сюжета. Внутрен­нее содержание его – рост и развитие личности Веры Пав­ловны, в процессе которого она все лучше понимает саму се­бя, все полнее раскрывается как личность. Сюжет призван прежде всего осветить одну из важнейших проблем в романе

– проблему женской эмансипации;

б) однако содержание романа не сводится к этой пробле­ме. Для воплощения других сторон проблематики

и идейного мира произведения (прежде всего это проблемы переустрой­ства общества и анализ типа “нового человека”) используются внесюжетные элементы – авторские (лирические) отступле­ния, вставные сюжеты, описания, сны.

2. Роль внесюжетных элементов в композиции романа:

а) Авторские (лирические) отступления служат для выра­жения прямых авторских оценок действительности, иногда представляя собой публицистические фрагменты (конец “Чет­вертого сна Веры Павловны”). В авторских отступлениях так­же дается характеристика и оценка “новых людей” (конец VIII главки третьей главы);

б) вставные сюжеты призваны расширить рамки изображае­мого, ввести в повествование новые характеры, а также дать бо­лее подробную характеристику “новым людям” (эпизоды из жизни Лопухова и Кирсанова). Многие вставные сюжеты посвя­щены “женскому вопросу”, очень важному для Чернышевского (истории Крюковой, Полозовой). Весьма значимым вставным сюжетом является главка “Особенный человек”, посвященная Рахметову. В этой главке автор дал образ профессионального ре­волюционера, воплотившего в себе авторский идеал;

в) для композиции романа Чернышевского характерно дос­таточно большое количество описаний (устройство семейной жизни Лопуховых и Кирсановых, описание мастерской Веры

Павловны, подробное изображение жизни людей в будущем в “Четвертом сне Веры Павловны” и др.). Описания нужны Чер­нышевскому главным образом для того, чтобы создать художе­ственно достоверную картину, убеждающую читателя в том, что жизнь на новых основаниях, счастливая жизнь свободных людей – не мечта, а простое и естественное дело;

г) сны Веры Павловны занимают особое место в композиции романа. Они не похожи один на другой и выполняют разные задачи, но в целом здесь автор в аллегорической или символиче­ской форме высказывает свои любимые мысли: что счастье че­ловека в том, чтобы видеть других людей свободными и счаст­ливыми (первый сон), что труд составляет основу нормальной жизни (второй сон), что социалистическое будущее неизбежно, оно “светло и прекрасно” (четвертый сон). У третьего сна немно­го иная задача – он раскрывает подсознание героини.

III. Заключение

Сложный состав и структура композиции обусловлены прежде всего тем, что роман представляет собой “энциклопе­дию” всех сторон жизни “новых людей”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

План сочинения – Своеобразие композиции романа Чернышевского “Что делать?”