План сочинения – Своеобразие композиции романа Чернышевского “Что делать?”
Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
I. Вступление
Композиция – состав и организация элементов и частей художественного произведения.
II. Главная часть
1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя:
а) сюжет романа – история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в родительском доме – отказ выйти замуж за Сторешникова – знакомство с Лопуховым – освобождение из “подвала”
– счастье в этом браке. Это внешняя схема сюжета. Внутреннее содержание его – рост и развитие личности Веры Павловны, в процессе которого она все лучше понимает саму себя, все полнее раскрывается как личность. Сюжет призван прежде всего осветить одну из важнейших проблем в романе
– проблему женской эмансипации;
б) однако содержание романа не сводится к этой проблеме. Для воплощения других сторон проблематики и идейного мира произведения (прежде всего это проблемы переустройства
2. Роль внесюжетных элементов в композиции романа:
а) Авторские (лирические) отступления служат для выражения прямых авторских оценок действительности, иногда представляя собой публицистические фрагменты (конец “Четвертого сна Веры Павловны”). В авторских отступлениях также дается характеристика и оценка “новых людей” (конец VIII главки третьей главы);
б) вставные сюжеты призваны расширить рамки изображаемого, ввести в повествование новые характеры, а также дать более подробную характеристику “новым людям” (эпизоды из жизни Лопухова и Кирсанова). Многие вставные сюжеты посвящены “женскому вопросу”, очень важному для Чернышевского (истории Крюковой, Полозовой). Весьма значимым вставным сюжетом является главка “Особенный человек”, посвященная Рахметову. В этой главке автор дал образ профессионального революционера, воплотившего в себе авторский идеал;
в) для композиции романа Чернышевского характерно достаточно большое количество описаний (устройство семейной жизни Лопуховых и Кирсановых, описание мастерской Веры
Павловны, подробное изображение жизни людей в будущем в “Четвертом сне Веры Павловны” и др.). Описания нужны Чернышевскому главным образом для того, чтобы создать художественно достоверную картину, убеждающую читателя в том, что жизнь на новых основаниях, счастливая жизнь свободных людей – не мечта, а простое и естественное дело;
г) сны Веры Павловны занимают особое место в композиции романа. Они не похожи один на другой и выполняют разные задачи, но в целом здесь автор в аллегорической или символической форме высказывает свои любимые мысли: что счастье человека в том, чтобы видеть других людей свободными и счастливыми (первый сон), что труд составляет основу нормальной жизни (второй сон), что социалистическое будущее неизбежно, оно “светло и прекрасно” (четвертый сон). У третьего сна немного иная задача – он раскрывает подсознание героини.
III. Заключение
Сложный состав и структура композиции обусловлены прежде всего тем, что роман представляет собой “энциклопедию” всех сторон жизни “новых людей”.