План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина



Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина

I. Вступление

Сатира как “уничтожение смехом” (подробнее см. Сло­варик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определя­ется объектом сатиры и художественными средствами сатири­ческого изображения.

II. Главная часть

1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не “пороки” человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию классов и сословий. Его сатира носила социально-полити­ческий характер. Конкретными адресатами его сатиры были в первую очередь самодержавие, дворянство, народ:

а) самодержавие. Это один из главных объектов сатиры Щедрина. В самодержавии сатирик видел крайнее выражение отживших, реакционных социально-политических отношений России. Самодержавный строй враждебен всякой свободе, просвещению, его характеризует бессмысленная жестокость, тупость, инстинктивное тяготение ко всякого рода “злодействиям” (сказки “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “История

одного города”);

б) дворянство. Щедрин показывал дворянство как отжив­ший класс, не имеющий никаких исторических перспектив, социально и нравственно вырождающийся. В произведениях Щедрина мы находим разные дворянские типы: поместное дворянство (“Дикий помещик”), служилое дворянство (“По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), ли­беральное дворянство (“Коняга”, “Либерал”, “Премудрый пескарь”) Наиболее же развернутое изображение дворянства, обреченного на нравственное и физическое вырождение. Щедрин дал в романе “Господа Головлевы”;

в) народ. При всем глубоком сочувствии народу как един­ственному достойному уважения сословию Щедрин видел и отрицательные его стороны, сложившиеся исторически: низ­кий уровень самосознания, полную покорность “властите­лям”, рабскую психологию. Поэтому и народ (в первую оче­редь мужик) также подвергается сатирическому осмеянию в таких произведениях Щедрина, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”, “Богатырь” и в особенности в “Истории одного города”.

2. Основными средствами сатирического изображения у Щедрина были гипербола, фантастика и гротеск (см. Словарик):

а) гипербола – художественное преувеличение, доходя­щее до неправдоподобия. Применяется в сказках “Дикий по­мещик”, “Богатырь”, в романе “Господа Головлевы”, в котором отрицательные черты дворянства (“пустомысли”, пустоутробие и запой”) усилены до крайних пределов;

б) фантастика-безусловное неправдоподобие., изображение того, чего в жизни не бывает. Используется в сказках “Повесть о том, как один Мужик двух генералов прокормил”, “Дикий поме­щик”, в “Истории одного города” и других произведениях;

в) гротеск – соединение фантастического с реальным часто предельно конкретным и бытовым. Так, в сказке “Мед­ведь на воеводстве” Топтыгин собирается разорять типографии и университеты, в сказке “Здравомысленный заяц” заяц читает “статистические таблицы, министерством внутренних дел издаваемые”; в “Истории одного города” у градоначаль­ников, которые вполне исправно исполняли свою должность, оказывается у одного фаршированная голова, а у другого – вовсе “музыкальная машинка” вместо головы.

3. Формы сатирического изображения позволяли Щедри­ну, во-первых, усилить и заострить отрицательные стороны изображаемых явлений, и во-вторых, сделать сатиру более смешной, едкой, даже издевательской.

III. Заключение

Как писатель-сатирик Щедрин во многом наследовал тра­диции Грибоедова, Гоголя и других русских сатириков, но в то же время был исключительно самобытен и сам создавал традицию, на которую опирались впоследствии такие русские сатирики, как А. Аверченко, В. Маяковский, М. Зощенко и др


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина