План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина
Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина
I. Вступление
Сатира как “уничтожение смехом” (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения.
II. Главная часть
1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не “пороки” человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию классов и сословий. Его сатира носила социально-политический
а) самодержавие. Это один из главных объектов сатиры Щедрина. В самодержавии сатирик видел крайнее выражение отживших, реакционных социально-политических отношений России. Самодержавный строй враждебен всякой свободе, просвещению, его характеризует бессмысленная жестокость, тупость, инстинктивное тяготение ко всякого рода “злодействиям” (сказки “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “История одного города”);
б) дворянство. Щедрин показывал дворянство как
в) народ. При всем глубоком сочувствии народу как единственному достойному уважения сословию Щедрин видел и отрицательные его стороны, сложившиеся исторически: низкий уровень самосознания, полную покорность “властителям”, рабскую психологию. Поэтому и народ (в первую очередь мужик) также подвергается сатирическому осмеянию в таких произведениях Щедрина, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”, “Богатырь” и в особенности в “Истории одного города”.
2. Основными средствами сатирического изображения у Щедрина были гипербола, фантастика и гротеск (см. Словарик):
а) гипербола – художественное преувеличение, доходящее до неправдоподобия. Применяется в сказках “Дикий помещик”, “Богатырь”, в романе “Господа Головлевы”, в котором отрицательные черты дворянства (“пустомысли”, пустоутробие и запой”) усилены до крайних пределов;
б) фантастика-безусловное неправдоподобие., изображение того, чего в жизни не бывает. Используется в сказках “Повесть о том, как один Мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, в “Истории одного города” и других произведениях;
в) гротеск – соединение фантастического с реальным часто предельно конкретным и бытовым. Так, в сказке “Медведь на воеводстве” Топтыгин собирается разорять типографии и университеты, в сказке “Здравомысленный заяц” заяц читает “статистические таблицы, министерством внутренних дел издаваемые”; в “Истории одного города” у градоначальников, которые вполне исправно исполняли свою должность, оказывается у одного фаршированная голова, а у другого – вовсе “музыкальная машинка” вместо головы.
3. Формы сатирического изображения позволяли Щедрину, во-первых, усилить и заострить отрицательные стороны изображаемых явлений, и во-вторых, сделать сатиру более смешной, едкой, даже издевательской.
III. Заключение
Как писатель-сатирик Щедрин во многом наследовал традиции Грибоедова, Гоголя и других русских сатириков, но в то же время был исключительно самобытен и сам создавал традицию, на которую опирались впоследствии такие русские сатирики, как А. Аверченко, В. Маяковский, М. Зощенко и др