План сочинения — Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

I. Вступление

Художественная деталь — это минимальная выразитель­ная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.)

II. Главная часть

1. Основная функция художественных деталей — созда­вать образ человека и одновременно показывать авторское от­ношение к тому или иному характеру:

а) детали портрета. У Гоголя внешность человека выра­жает его сущность (Собакевич «медведь»

как по внешности, так и по характеру; «прорехи» в одежде Плюшкина соответ­ствуют авторскому определению его как «прорехи на чело­вечестве» и т.п.);

б) детали интерьера. По внутреннему убранству дома можно сделать заключение о характере хозяина (кресла у Ма­нилова, мебель и картины у Собакевича, хлам в комнате Плюшкина и т.п.);

в) прочие детали. Они используются, как правило, для ха­рактеристики второстепенных и эпизодических персонажей и создают комический эффект. Так, про покойного мужа Коро­бочки мы узнаем только то, что он очень любил, чтобы кто- нибудь почесал ему на ночь пятки, а без этого никак

не засы­пал — больше сказать о нем, очевидно, нечего. В Петрушке Гоголь обращает читательское внимание на две детали: на его свойство носить с собой везде свой особенный запах и на ори­гинальный характер его чтения.

Губернатор характеризуется тем, что вышивает по тюлю (смысл этой детали в том, что это занятие совершенно необязательно для должностного лица).

2. Вторая функция художественных деталей у Гоголя — характеризовать не отдельного человека, а весь уклад жизни. Таково, например, описание города N в первой главе, описа­ние трактира в четвертой, изображение «присутственного места» в седьмой и т.п.

III. Заключение

Возможности точной и выразительной художественной детали Гоголь использовал в максимальной мере. В этом он продолжал традиции Пушкина и, в свою очередь, сам закла­дывал традицию, очень важную для дальнейшего развития русской литературы.


План сочинения — Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя