План сочинения – Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя

Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н.В. Гоголя

I. Вступление

Художественная деталь – это минимальная выразитель­ная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.)

II. Главная часть

1. Основная функция художественных деталей – созда­вать образ человека и одновременно показывать авторское от­ношение к тому или иному характеру:

а) детали портрета. У Гоголя внешность человека выра­жает его сущность (Собакевич “медведь”

как по внешности, так и по характеру; “прорехи” в одежде Плюшкина соответ­ствуют авторскому определению его как “прорехи на чело­вечестве” и т.п.);

б) детали интерьера. По внутреннему убранству дома можно сделать заключение о характере хозяина (кресла у Ма­нилова, мебель и картины у Собакевича, хлам в комнате Плюшкина и т.п.);

в) прочие детали. Они используются, как правило, для ха­рактеристики второстепенных и эпизодических персонажей и создают комический эффект. Так, про покойного мужа Коро­бочки мы узнаем только то, что он очень любил, чтобы кто- нибудь почесал ему на ночь пятки, а без этого

никак не засы­пал – больше сказать о нем, очевидно, нечего. В Петрушке Гоголь обращает читательское внимание на две детали: на его свойство носить с собой везде свой особенный запах и на ори­гинальный характер его чтения.

Губернатор характеризуется тем, что вышивает по тюлю (смысл этой детали в том, что это занятие совершенно необязательно для должностного лица).

2. Вторая функция художественных деталей у Гоголя – характеризовать не отдельного человека, а весь уклад жизни. Таково, например, описание города N в первой главе, описа­ние трактира в четвертой, изображение “присутственного места” в седьмой и т.п.

III. Заключение

Возможности точной и выразительной художественной детали Гоголь использовал в максимальной мере. В этом он продолжал традиции Пушкина и, в свою очередь, сам закла­дывал традицию, очень важную для дальнейшего развития русской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения – Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя