План сочинения – Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе Островского “Гроза”)
Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
I. Вступление
Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство.
II. Главная часть
1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть.
2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в образах Кабанихи и Дикого.
а) деспотические
б) самодурство Дикого (он не выносит противоречий, не любит отдавать деньги, создает в доме атмосферу страха, фактически закабалил Бориса и т.п.).
Самодурство органически не принимает чьей-либо свободы, кроме своей собственной.
3. На чем держится власть самодуров?:
а) на власти денег, что особенно ярко проявляется на примере Дикого. Борис, рабочие, домашние Дикого находятся у него в полной материальной зависимости, и всякое сопротивление
б) на домостроевской морали, утверждающей власть старших в семейных отношениях и определенные этические нормы. Пользуясь этими нормами, Кабаниха стремится полностью закабалить и сына, и невестку. Важно и то, что эти нормы освящены религией и потому непререкаемы.
в) на слабости и забитости подвластных. Самодурство развивается там, где оно не встречает никакого сопротивления и протеста.
III. Заключение
Социальные предпосылки (семейно-денежные отношения, нормы бытового поведения и т.п.) в сочетании с определенными чертами характера (деспотизм, грубость и жестокость натуры и др.) и создают самодурство как социальнопсихологическое явление.
- План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- Тест к пьесе “Гроза” А. Н. Островского 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. […]...
- План сочинения – Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского “Гроза” Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: а) Дикой. Он не принимает непосредственного […]...
- Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского “Гроза” 1. Реализм драмы “Гроза”. 2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого. 3. Кабаниха – глава “темного царства”. 4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского “Гроза” Идея создания драмы “Гроза” появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы – Катерины […]...
- Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? а. Провинциальный город б. Петербург в. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? а. Кудряш б. Калиныч в. Тихон г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. […]...
- Сочинение по пьесе Островского “Гроза” Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме […]...
- Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… Н. А. Добролюбов План I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского. II. Обличение тирании “темного царства”. 1. “Жестокие нравы” города Калинова. 2. Образ самодура Дикого. 3. Ханжество Кабанихи. 4. Молодое […]...
- Образы купцов-самодуров в пьесе Островского “Гроза” А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского – Дикого […]...
- Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского “Гроза”. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский Пьеса ” Гроза” А. Н. Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество обычаев и нравов, существующих в то время в России. На примере вымышленного города Калинова, мы видим угнетение […]...
- Кабаниха – безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – это произведение о конфликте “светлой” личности с “темным царством”. Одним из основных представителей разрушительного общества, “удушающее все живое”, является Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее все в городе Калинове. Эта женщина – негласный авторитет, человек, чье мнение во многом определяет жизнь всего города. Руководствуясь словами Кабанихи, живут […]...
- Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского “Гроза” 1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? В основе пьесы А. Н.Островского “Гроза” лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев “темного царства”. 2. Кто из персонажей пьесы А. Н. Островского “Гроза” относится к “темному царству”? Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат “темному царству”. 3. Что […]...
- “Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза” Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию. Богатые купцы […]...
- “Темное царство” в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе. В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую “темное царство”. Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам […]...
- “Темное царство” в пьесе Островского “Гроза” Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. Н. А. Добролюбов Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, […]...
- Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В “Грозе” нет действующих лиц, которые выходили бы […]...
- Образы-символы в пьесе А. Н. Островского “Гроза” 1. Образ грозы. Время в пьесе. 2. Сны Катерины и символические образы конца света. 3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха. Уже само название пьесы А. Н. Островского “Гроза” символично. Гроза – это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. “…Недели две никакой грозы надо мной не будет, […]...
- Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского “Гроза” 1. Особенности творчества Островского. 2. Образ Кабанихи в пьесе “Гроза”. 3. Варвара, дочь Кабанихи. 4. Катерина, невестка Кабанихи. Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его […]...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.) “Гроза” – пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных […]...
- Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит […]...
- Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире. Н. А. Добролюбов. Драма “Гроза” А. Н. Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, […]...
- Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского “Гроза”) А. Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир “темного царства”. В своем очерке “Записки замоскворецкого жителя” писатель как бы “открыл” страну “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и […]...
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
- Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В каждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанром очень тесна, эти три слагаемые произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и часто, прочитав жанровое определение, выделенное мелким шрифтом на титульном листе, мы уже угадываем не только форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и идею, тему всего произведения, соответственно […]...
- “Темное царство” и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. “Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию […]...
- Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского “Гроза&;;gt “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драмати-ческому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для дра-матического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через […]...
- Темное царство в драме Островского “Гроза”: Дикой и Кабаниха Имя Александра Николаевича Островского – одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А. И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: “Вы совершили все, что подобает совершить великому таланту. …После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “у нас есть свой русский национальный […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского “Гроза&;;gt В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант – авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, […]...
- Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших произведений Островского – трагедия “Гроза”, в которой автор поднял проблему существования свободной […]...
- М. И. Кабанова – основа “темного царства” По пьесе А. Н. Островского Гроза В пьесе “Гроза”, которая, по мнению Н. А. Добролюбова, является самым решительным произведением А. Н. Островского, драматург, изобразив быт и нравы купечества девятнадцатого века, представил зрителю мир деспотов и их жертв. Одним из ярчайших примеров самодуров и тиранов является Марфа Игнатьевна, властная и эгоистичная купчиха, единоличная хозяйка “темного царства” семейства Кабановых. Знакомство читателей с Кабанихой […]...
- “Темное царство” в пьесе А. Островского “Гроза” Известно, что крайности отражаются крайностями, и что самый сильный протест не бывает тот, который подымается наконец из грязи самых слабых и терпеливых. Н. А. Добролюбов Пьесы Островского не были выдуманы. Эти произведения были рождены самой жизнью, а автор лишь привел их и облик в форму печатного слова. Каким же было это время, порождавшее столь чудовищные […]...
- Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Проблема нравственного закона и нравственной свободы является одной из ведущих в русской и мировой литературе. Иными словами ее можно сформулировать, на мой взгляд, как проблему чувства и долга. Известно, что она была характерна еще для классицистической трагедии, в которой герой, вынужденный выбирать долг, непременно погибает, сраженный роковой дилеммой. Однако эта же проблема становится основной и […]...
- ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема поло- жения и роли женщины в семье и обществе. В пьесе “Гроза” можно выделить несколь- ко конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, “домостроевский” и новый, представленный молодым поколени- ем. Поэтому […]...
- Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского “Гроза” Гроза – явление очищающее и необходимое в природе, приносящее с собой свежесть, прохладу и живительную влагу после долгой изнурительной жары и суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. “Глотком свежего воздуха” и новым взглядом на жизнь в середине XIX века стала в литературе пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Богатый творческий материал дали автору великая русская река […]...
- Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством в драме А. Н. Островского Гроза Трагическая острота конфликта Катерины с “темным царством” в драме а. Н. Островского “Гроза” I. Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы “темного царства”. 1. “Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни” (Добролюбов). 2. Дикой и Кабаниха как воплощение деспотизма, самодурства, невежества и ханжества. 3. […]...
- Особенности конфликта в пьесе А. Островского “Гроза” Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий […]...
- Какое воплощение получает в пьесе Островского “гроза” тема неволи? Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского “гроза” тема неволи? В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе “Гроза” антитеза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Свобода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островского с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером […]...
- Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза”, написанная в середине ХIХ века, вот уже много десятилетий подряд не сходит с театральных подмостков всего мира. В чем же заключается успех этой драмы, описывающей жизнь в маленьком купеческом городке на Волге? Я думаю, в том, что автор затронул в произведении вопросы, актуальные во все времена. Появившись в печати, “Гроза” […]...
- А) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А. Н. Островского “Гроза”.) Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия – безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой “идеологии” являются Дикой […]...
- РОЛЬ АВТОРСКИХ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру, что опре- деляет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может не выразить своей пози- ции, но для драматического жанра средства выражения авторского мнения разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и […]...
- Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза” Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха. А. Островский. Гроза В своей драме “Гроза” А. Н. Островский ярко и живо изобразил “темное царство” российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово “самодур”, но и разработал в художественной форме само явление […]...