Краткая биография Михаил Николаевич Загоскин (*Общие критические статьи)



М. Н. Загоскин (1789-1852) – исторический романист, драматург, автор многочисленных повестей. В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 г. Служил в Публичной библиотеке в Петербурге под началом И. А. Крылова, затем в дирекции петербургских и московских театров. С 1832 г.- директор московских театров.

В 1842 г. назначен директором Оружейной палаты в Москве.

Написав в 1815 г. “Комедию против комедии, или Урок волокитам” в защиту А. А. Шаховского (см. комментарий на с. 261), молодой Загоскин сразу же оказался в центре литературных споров,

сопутствовавших возникновению литературного общества “Арзамас”. В дальнейшем как драматург выступал в жанрах стихотворной комедии (“Урок холостым, или Наследники”, 1822), водевиля (“Деревенский философ”), сатирической комедии (“Недовольные”, 1829). Последняя заключала в себе грубый памфлет на П. Я. Чаадаева и М. Ф. Орлова.

В историю русской литературы Загоскин вошел прежде всего как зачинатель русского исторического романа. Его первый роман “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году” (1829) принес ему славу “русского Вальтера Скотта”. Его следующий роман “Рославлев, или Русские

в 1812 году” (1831) побудил А. С. Пушкина на создание своей версии изложения тех же событий в незавершенной повести “Рославлев” (1831).

В начале 1830-х гг. Загоскин обращается к жанру таинственных романтических повестей и объединяет их в цикл новелл под названием “Вечер на Хопре” (опубликован в журнале: Библиотека для чтения, 1834, т. 3). Мотивировка цикла у Загоскина бытовая: осенью 1806 г. в саратовской деревушке помещика Асанова собирается общество.

Чтобы скоротать вечерние часы, гости рассказывают друг другу страшные истории. К этому располагает и атмосфера дома, напоминающего Удольфский замок из одноименного готического романа Анны Радклиф. Входящая в состав цикла новелла “Белое привидение” относится к числу таинственных историй Загоскина с реальной развязкой. В финале новеллы читателям обещано новое повествование, в котором бы тема привидений и фантомов решалась не столь однозначно и рационально.

Таким повествованием стала следующая новелла цикла – “Нежданные гости”.

Белое привидение.- Текст печатается по изданию: М. Н. Загоскин. Сочинения. В 2-х т. Т. I. М.: Худ, лит., 1988.

“…сражении при Нови…” .- Нови – город в Северной Италии, где 4 августа 1799 г. французская армия была атакована русско-австрийскими войсками под предводительством Суворова и после 16-часового боя полностью разбита.

“…генерал Милорадович…” .-Граф М. А. Милорадович (1771 – 1825), назначенный в 1798 г. шефом апшеропского мушкетерского полка, совершал под началом Суворова итальянский и швейцарский походы. Отличался необыкновенной храбростью и демократизмом в отношениях с солдатами. Умер в чине санктпетербургского губернатора от раны, полученной во время декабрьского восстания 1825 г.

“…Акви… Турин…” – итальянские города.

“…Пиемонте…” – историческая область в Северной Италии со столицей Турин (современное написание: Пьемонт).

“…купол Сюперги…” .- Имеется в виду базилика монастыря Сюперга, построенного на холме над городом Турином (архитектор Ф. Ювара, 1715-1731).

“…колоссального Петра и Павла в Риме” .- Собор св. Петра (Сан-Пьетро), построенный в Риме в первой половине XVI в. на месте древней базилики, был наиболее крупной строительной работой в эпоху итальянского Возрождения. В его сооружении принимали участие почти все известные итальянские зодчие: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Микеланджело и др.

Собор приобрел особое значение в связи со стремлением пап укрепить позиции католицизма и папского государства: здание должно было затмить собой руины языческих храмов и предшествующие ему христианские постройки.

“Маледетто!” – Проклятие! (итал.)

“…померанцевых деревьев…” (с. LJ4).- Померанщ– вечнозеленое плодовое дерево, то же, что и горький апельсин.

“…тосканском наречии…” .- Тоскана – бывшее герцогство в центре Италии. У римлян известна под именем Этрурии. В состав входили провинции Ареццо, Флоренция, Пиза и др.

“…неотпетый мертвец…” .-Согласно христианскому мировоззрению, души людей, над которыми священником не был совершен особый обряд отпевания, не могут расстаться с землей и вознестись на небо. В народе существовало поверье, что неотпетые мертвецы становятся вампирами.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткая биография Михаил Николаевич Загоскин (*Общие критические статьи)