Биография Шукшин Василий Макарович (*Общие критические статьи)



Василий Макарович Шукшин – человек необычайной человеческой и творческой судьбы. Он был удивительно талантлив, разносторонне и мощно одарен. Актер, прозаик, киносценарист и режиссер.

Явление уникальное.

Василий Шукшин начинал свой путь трудно. Он рос в годы войны, без отца, в маленьком селе Сростки на Алтае. Семь классов сельской школы.

Ранняя самостоятельность. Разная работа в разных городах, тяжелая: слесарь, ученик маляра, грузчик.

Призыв в армию, служба на флоте – четыре года он матрос и радист боевого эсминца.

После

демобилизации возвращается на Алтай, сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости, учительствует в школе – ведет русский язык, литературу, историю. Неожиданно (в 1954 году) все бросает и едет в Москву – учиться. Учится блестяще – у Михаила Ромма на режиссерском факультете, во ВГИКе.

Обнаруживает актерское дарование. Снимается у Марлена Хуциева в главной роли в фильме “Два Федора”. Так состоялся актерский дебют.

Так родился на экране солдат с нелегкой судьбой, трудной жизнью и большим сердцем, настоящий русский характер. Так началась судьба Шукшина-актера.

В кинотитрах, на страницах журналов

и газет все чаще встречается его имя, о нем стали говорить. В кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем.

1963 год. Первый режиссерский фильм Шукшина (он же автор сценария) “Живет такой парень” – “о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру”. Самое главное в рбаятельном герое Пашке Колокольникове – “доброта, она для людей важнее важного”.

1965 год – фильм “Ваш сын и брат” – экранизация рассказов “Степка”, “Змеиный яд”, “Игнаха приехал”,- где искателям шумного успеха, преуспевающим приспособленцам противопоставлены простые, трудолюбивые, гордые своим трудом, чистые сердцем люди советской деревни. Здесь тоже – приверженность автора главной своей теме – “раскрытию чистоты и нравственности, глубокой духовной красоты людей”. Снова – настойчивое слово о естественности.

В это время помимо многочисленных журнальных публикаций уже вышли из печати сборники рассказов “Сельские жители” (1963), первый роман “Люба-вины” (1965)._ Справедливо полагая главной темой своего творчества крестьянство, Шукшин серьезно изучает историю России, крестьянских бунтов (“чтобы понимать настоящее, надо знать прошлое”), Степана Разина – “самой поэтичной фигуры в нашей истории”, по словам Пушкина, Шукшин видит в нем дорогие ему черты русского характера: простоту, ясность, ум, широту, удаль. Разин – выразитель интересов всего народа, талантливейший полководец, которого полное самоотречение, бескорыстие, сострадание к людям сделали вождем крестьянства. И в 1967 году Шукшин пишет сценарий “Я пришел дать вам волю”. Его заветная мечта, которой не суждено было осуществиться,- поставить фильм и сыграть в нем заглавную роль.

Мечтал, чтобы “…образ Разина был поднят до такой высоты, чтобы в его судьбе отразилась судьба всего русского народа, вконец исстрадавшегося и восставшего”. Погрузившись в изучение исторических документов. Шукшин понял, что в сценарии “не все мог высказать, а материал томил и просился наружу, вот и отважилс* на собственный вариант романа”.

В 1971 году роман будет опубликован, но до этого еще выйдут книги “Там, вдали” (1968), сборник рассказов “Земляки” (1970) и два новых фильма.

“Странные люди” поставлены по трем рассказам – “Чудик”, “Миль пардон, мадам!” “Думы”. В безоглядной любви к людям видит автор красоту и силу своих героев. Смысл жизни, любви, человеческих отношений эти “чудаковатые” люди открывают для себя страстно и мучительно.

Они душевны, искренни, отзывчивы в радости и беде. Разные они, но сцепление их с жизнью одно: земля. “Для меня именно в селе – острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки”.

“Печки-лавочки”. Автора волнует “…то состояние души, в котором наш русский человек, крестьянин ныне живет”.

Человеческая ценность, подлинная и мнимая, интеллигентность, настоящая и поддельная, внутреннее достоинство и угодничество – вот с чем столкнулся герой повести и фильма.

На вершине зрелости, мастерства Шукшин пробует себя в новых жанрах: повести – драматической, лирической, сатирической, притчи, сказки, повести для театра.

Из самых значительных – впоследствии экранизированная,- “Калина красная”. Страшна жизнь человека, свернувшего с прямой дороги. Жизнь, что искривилась, потекла по законам ложным, неестественным,- не выправить, не прожить заново.

И второй круг противоречий: человек, рожденный хорошим, добрым, мучительно восстает против злого, жестокого своего образа жизни; сын трудовых людей ведет жизнь паразитическую.

Здесь проявилась особая грань редкого таланта Шукшина – он создал образ, обладающий своей собственной логикой, понятиями.

Он открывал все новые глубины, мечтал постичь суть мира, времени, в котором жил.

Мечтал поставить фильм – игровой или документальный – об одном дне в родном селе, о Дне Победы.

Замыслов было много. Выбрал главное – “стопку чистой белой бумаги”. “Нужно иметь какое-то обязательство перед будущим… Ждут меня большой роман и несколько сборников рассказов…” Эти слова были сказаны 16 июля 1974 года.

2 октября Василий Шукшин скончался от острой сердечной недостаточности. Он прожил 46 лет.

В первые дни после его гибели в Москву пришло больше 160 ООО писем. Писали люди, потрясенные горем,- Шукшина знали все.

Источники:

    Василий Шукшин. Рассказы и повести. Издательство : Литература артистикэ 1978 год.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Шукшин Василий Макарович (*Общие критические статьи)