Краткая биография Константин Николаевич Батюшков (*Общие критические статьи)



К. Н. Батюшков (1787-1855) – поэт, прозаик, вместе с В. А. Жуковским заложивший основы нового поэтического языка. Был воспитанником поэта М. Н. Муравьева, благодаря чему еще в юности вошел в круг известных литераторов начала XIX в. В 1805 г. стал членом “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств”, включился в борьбу с писателями-“староверами”, входившими в состав “Беседы любителей русского слова”.

Особой популярностью пользовалась сатира Батюшкова “Видение на берегах Леты”, направленная против шишкови-стов.

Во время наполеоновских войн в качестве офицера принимал участие в заграничных походах русских войск, в битве под Гейльсбергом был тяжело ранен в ногу.

В 1815-1817 гг. являлся членом, хотя и не слишком активным, литературного общества “Арзамас” (“Каждого арзамасца порознь люблю, но все они вкупе, как и все общества, бредят, каряжатся и вредят”,- писал он). В 1818 г. сбылась давняя мечта Батюшкова, и он уехал в Италию, определенный стараниями друзей на дипломатическую службу. Однако уже в 1821 г. душевное заболевание выключило Батюшкова из жизни.

Все последующее время – а судьба уготовила ему прожить еще

почти 34 года – поэт провел в различных лечебницах для душевнобольных, затем в имении своего племянника в Вологодской губернии.

В историю русской литературы Батюшков вошел прежде всего как поэт совершенных форм, создатель языка легкой поэзии. При этом большое внимание Батюшков уделял и прозе, видя в ней подготовительную фазу поэзии. “Она – питательница стиха”,- цитирует Батюшков в своей записной книжке слова итальянца Альфьери. Показательно, что в единственном прижизненном издании своих сочинений – “Опытах в стихах и прозе” (1817) – Батюшков почти половину книги занимает прозой.

Новелла – сюжетный, а потому достаточно случайный жанр в творчестве Батюшкова, который писал в основном прозу очерково-публицистическую. Но и в ней отразилось общее для поэзии и прозы Батюшкова стремление создать язык совершенной формы и предельной гармоничности.

Гризельда.- Текст печатается по изданию: К. Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 1977 (сер. “Лит. памятники”). Новелла написана в конце 1816 – начале 1817 гг.

Является переводом повести Дж. Боккаччо из “Декамерона” (последняя новелла десятого дня). Помещена была Батюшковым в прозаический отдел “Опытов…”. В обращении к “Декамерону” отразился общий для Батюшкова интерес к литературе и культуре итальянского Возрождения.

Помимо “Гризельды” Батюшков замышлял еще одну новеллу – “Анекдот о свадьбе Ривароля”, оставленную им в рукописи незавершенной.

“…поясов богатых…” . – Пояс – важная часть свадебного наряда, символ чистоты и непорочности невесты.

“…венец брачный…” .- Венец в виде короны возлагался во время венчания на голову невесты и жениха.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткая биография Константин Николаевич Батюшков (*Общие критические статьи)