Краткая биография Владимир Федорович Одоевский (*Общие критические статьи)



Князь В. Ф. Одоевский (1803-1869), писатель, философ, музыкант, один из умнейших, энциклопедически образованных людей своего времени. Воспитывался в Московском благородном пансионе. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым стал во главе общества любомудров, целью которого было “изучение современного германского любомудрия” и создание самобытной русской философии.

С В. К. Кюхельбекером издавал альманах “Мнемозина” (1824-1825). Переехав в 1826 г. из Москвы в Петербург, служил в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, а затем помощником директора Публичной библиотеки. Дом Одоевских стал в то время духовным и интеллектуальным центром Петербурга: здесь собирались литераторы, художники, музыканты.

Постоянным посетителем литературно-музыкального салона Одоевского был А. С. Пушкин, совместно с которым Одоевский и Н. В. Гоголь в 1833 г. намеревались издавать альманах “Тройчатку” (впоследствии Одоевский стал также сотрудником пушкинского “Современника”). Одоевский писал музыкальные пьесы, статьи о музыке, работал над усовершенствованием клавесина, занимался

вопросами естествознания и политики, но основной сферой его деятельности была изящная словесность. Представитель течения философского романтизма в литературе, Одоевский работал преимущественно в области малых жанров: создавал аллегории (“Старики, или Остров Панхаи”), притчи (“Бал”, “Бригадир”, “Насмешки мертвеца”), сказки гротескно-дидактического содержания (в 1833 г. им был издан сборник “Пестрые сказки”), светские и фантастические повести и новеллы (“Княжна Мими”, “Княжна Зизи”, “Косморама” и др.). В конце 30-х гг. замышляет цикл повестей об общении человека со стихийными духами (“Сильфида”, “Саламандра”).

Своеобразной энциклопедией русского романтизма стал роман Одоевского “Русские ночи” (1843), куда вошли его наиболее значительные повести 30-х гг., обрамленные философскими диалогами. В них писатель воссоздал атмосферу собраний Общества любомудров 1823- 1825 гг.

Отличительная черта прозы Одоевского – смешение фантастического и реального, мистики и рационализма, сатиры и философии, что отчетливо проявилось в новелле “Привидение”.

Привидение.- Впервые новелла опубликована: Литературные прибавления к “Русскому инвалиду”. 1838. № 40. Публикуется по изданию: В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы.

М.: Дет. лит., 1985.

“Ник. Вас. Путяге” .- Н. В. Путята (1802-1877) – литератор, близкий друг Е. А. Баратынского.

Дружеские отношения связывали его в 30-е гг. также с Одоевским и Пушкиным.

“…Ириней Модестович…” .- Первая книга Одоевского носила название: “Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ…” (1833). Впоследствии Ириней Модестович стал сквозным героем-повествователем ряда повестей Одоевского – прием, характерный для русской литературы 30-х гг. XIX в.

“…чинились…” – ломались, были чрезмерно церемонными.

“…первородного греха…” – так называлось в Библии греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола вкусивших яблоко познания и изгнанных за то из рая.

“…о людях, являвшихся после смерти…” .- См. примеч. к с. 121.

“…о танцующих стульях…” .- В 1830-е гг. это была одна из излюбленных тем светского общества (см. предисл.).

“…вольтерьянец…” – последователь учения Вольтера, политический и религиозный вольнодумец. В начале XIX в. слово часто употреблялось с бранным оттенком.

“…”Epitre a Uranie”…” – философско-дидактическая поэма Вольтера “Послание к Урании” (1733), в которой он выступает против христианского догмата о всеблагом боге.

” “Discours en vers”…” – поэтический трактат Вольтера “Рассуждение в стихах о человеке” (1738), в котором утверждается равенство сословий и теория “разумного эгоизма”.

“…готической архитектуры…” .-Для готической архитектуры (XII-XV вв.) характерны: стрельчатые арки, полукруглые окна с. многоцветными витражами, гигантские ажурные башни, устремленные ввысь, сложный орнамент. Все это противостояло гармонии и плавности линий античной архитектуры, за что итальянцы в XV в. назвали данный стиль готическим, то есть варварским.

“…английский сад…” – разновидность ландшафтного парка, основанного на использовании естественного ландшафта. Стал выражением романтизма в садово-парковой архитектуре второй половины XVIII в.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

    Источники:

      Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

      Аннотация:

      В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Краткая биография Владимир Федорович Одоевский (*Общие критические статьи)