Краткая биография Михаил Дмитриевич Чулков (*Общие критические статьи)

М. Д. Чулков (ок. 1743-1792) – писатель, историк, собиратель фольклора, журналист, экономист. Учился в гимназии для разночинцев при Московском университете, состоял актером придворного театра, затем поступил в придворные лакеи. После успеха своих первых сочинений оставил службу и стал жить литературным заработком.

В 1769-1770 гг. издавал сатирические журналы “И то, и сьо”, “Парнасский щепетильник”. Впоследствии поступил на службу в Сенат и получил право на потомственное дворянство. Автор плутовского нравоописательного романа “Пригожая

повариха, или Похождения развратной женщины” (1770).

Наибольшую литературную известность принес Чулкову сборник “Пересмешник, или Славенские сказки” (1766-1768; 1789), состоявший из цикла новелл и повестей, рассказанных двумя сквозными героями цикла: Ладоном (производное от имени славянского бога любви Ладо) и беглым монахом-весельчаком. В соответствии с характером рассказчиков в сборнике чередовались плутовские новеллы, к числу которилх принадлежит “Скупой и вор”, и волшебные и любовные повести. Новеллистические сюжеты Чулкова черпались им из разных источников: русских сатирических сборников,

иностранных развлекательных сборников, старинных повестей XVII в., устных анекдотов и фацеций.

Отличительная черта большинства повестей “Пересмешника” – воссоздание русского национального быта и обильное использование фольклора в литературных целях.

Чулкову принадлежит также издание сборника русских народных песен (“Собрание разных песен”, 1770-1774), ставшего настольной книгой целого поколения русских поэтов. В 1786 г. Чулков выпустил один из первых в России мифологических словарей, “Абевегу русских суеверий…”, включавший сведения о славянских божествах, описания языческих празднеств, поверий, русских национальных обрядов.

Скупой и вор.- Новелла публикуется по изданию: М. Д. Чулков. Пересмешник. М.: Сов. Россия, 1987.

Входила в состав 1 части “Пересмешника…” (гл. V), вышедшей в 1766 г.

“…не тороват был выдавать…” .- Тороватый – великодушный, щедрый. Здесь в значении: был скупым.

“…Купидон с Венерою” .- Венера (рим.) – богиня любви и красоты. Купидон (рим.) – бог любви, постоянный спутник и сын Венеры.

“…врютились…” – попались.

“…из ада в Зевесово владение” ,- то есть из царства смерти в царство людей. Зевс в греческой мифологии – отец богов и людей.

“…его Лукреция…” .- Лукреция – жена римского гражданина Луция Тарквиния, подверглась бесчестию со стороны Секста, сына Тарквиния Гордого. Заставив отца и мужа дать клятву отомстить обидчику, она закололась на их глазах. В литературе образ Лукреции используется как символ женской непорочности.

В данном контексте употреблен иронически.

“К вечеру невеста с женихом условились, а на другой день к обеду и обвенчались” .-По законам русской православной церкви обряду венчания предшествует обряд обручения: жених и невеста обмениваются кольцами, а их родители заключают “сговорную запись”, в которой предусмотрены условия заключения брака. Сговор совершался не ранее, чем за 6 недель до брака. Персонажи новеллы, обуреваемые корыстолюбием, “условились” слишком быстро, не соблюдая даже формальных правил приличия,- за день до свадьбы.

“…Морфей” .- Морфей – крылатый бог сновидений, один из сыновей Гипноса, божества, олицетворявшего сон. В иносказательном плане Морфей – сладкий сон.

“…дергать весьма неполитично” – то есть грубо, не церемонясь.

“…при разорении города Трои” .- Троя – главный город северо-западной части Малой Азии, разрушенный греками ок. 1240 г. до н. э. Раскопки его древних развалин сохранились на территории современной Турции. С Троей (Илионом) связан цикл легенд о Троянской войне между ахейцами и троянцами, который послужил основой для знаменитого эпоса Гомера “Илиада”.

“…сделаться… пустынниками” – то есть монахами-отшельниками.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткая биография Михаил Дмитриевич Чулков (*Общие критические статьи)