Поэтические произведения Золя

Стихи, опубликованные в книге П. Алексиса,- единственный источник, по которому можно судить о лирике Золя. Кроме того, здесь приведены лишь отдельные ее образцы: отрывки из трилогии “Любовная комедия”, сатирическая поэма “Дьявол-отшельник” и несколько стихотворений 1858-1862 гг. Это, естественно, ограничивает возможности анализа.

Как считал сам Золя, его стихи были целиком романтичны. По тематике и поэтике они восходили прежде всего к Альфреду де Мюссе. Поэтические пробы Золя порой не лишены привлекательности. Но в целом это работа

ученика, мало отвечающая более смелой общественно-эстетической мысли юноши периода их написания.

Стихи его, увидевшие свет, говорят о том, что и здесь планы художника были очень масштабными.

Три поэмы, должны были воспеть “ад”, “чистилище” и “рай” человеческой любви, все ее виды – начиная с “чувственной страсти” и кончая “идеальными”, “ангельскими”. Еще более грандиозен замысел неосуществленной поэмы “Цепь бытия”, где Золя мечтал сочетать работу “ученого”, “философа” и “лирического певца”. Как явствует из письма Байлю от 15.У1 1860 г., первая часть

поэмы (“Прошлое”) должна была, используя сведения геологии, рассказать о возникновении мира; вторая (“Настоящее”) – с помощью философии и физиологии нарисовать картину физического и нравственного совершенствования человека от времен варварства до новейшей цивилизации. В последней (“Будущее”) – “великолепной фантасмагории” – автор собирался воплотить мечты о более совершенных существах, которыми “бог заселит землю” после “исчезновения человеческого рода” .

Из той же юношеской переписки видно, насколько критически относится молодой Золя к поэтической реализации своих замыслов. Он считает, что стихи его “болтливы, вялы, полны жеманства”. Признается в том, что в злоупотреблении пышными рифмами за счет смысла, в этой “грубой ошибке” поэтов, Золя упрекает здесь самого Гюго.

По мнению юного поэта, первая поэма изображает “любовь для любви, любящую, не рассуждая”. Вторая – “борьбу тела и души, ангела, безуспешно пытающегося победить зверя”. И, наконец, третья – “победу ангела, гимн чистой любви, отделившейся от земли и почившей в лоне бога”

Одно из самых ранних стихотворений, написанное в лицее Сен-Луи и посвященное Сезанну – “Моему другу Полю” 1858), перекликаясь с перепиской того времени, наивно и непосредственно объясняет поэтические увлечения юноши Золя. Он иронизирует над позерством и выспренностью многих поэтов и собственными мучительными поэтическими усилиями. Но тут же уверяет, что хотя его “золотая мечта не дает денег”, он не в силах отказаться от нее.

Стихи – хорошие или плохие – открывают ему врата в идеальный мир фантазии, возвышают над мрачной действительностью.

Несмотря на ироническое на словах отношение к условностям романтической поэтики, само стихотворение, за исключением насмешливого и оригинального по форме начала, остается в плену ее штампов. Насколько можно судить по отрывкам, близок к манере Мюссе лиро-эпический жанр поэмы Золя, а также смысловое наполнение многих приемов: лирические отступления, где автор с горечью обращается к “своему веку”, обвиняя его в бездушии и развращенности, задерживающие действие описания, насыщенные зловещими намеками на ужасную тайну или трагическую развязку6. Авторов объединяет также некоторое религиозное свободомыслие, свойственное, как известно, Мюссе и позволившее Золя, несмотря на частые обращения к “богу”, “творцу”, “создателю”, написать от своего имени в “Ро-дольфо”.

Вторая часть поэтической трилогии Золя “Эфирная” , не менее мюссеистская по духу, ориентируется на другой жанр “учителя”. Когда перечитываешь ее, невольно вспоминаются знаменитые “Ночи” Мюссе – романтические “разговоры с музой”. Фрагменты поэмы Золя позволяют, однако, найти в ней свежие, самостоятельные черты.

Из классической крылатой Музы в традиционном белом одеянии, появляющейся в начале поэмы при таинственном серебряном свете луны, героиня поэмы скоро превращается в простую очаровательную девушку. Она – “белокурое милое дитя”, воплощение невинности и здоровой юной любви.

Эфирная близка уже к Нинон – героине новеллистического сборника Золя 1864 г. В ней также сочетаются черты вымышленной Музы, реальной девушки и прекрасной природы Прованса, яркие описания которой украшают поэму. Тема любви к женщине сливается с любовью к поэзии и природе. В них – живительный источник, вдохновляющий поэта. Кончается поэма прелестной реалистической сценкой.

Уставшая от прогулки девушка испытывает жажду. Влюбленный поэт дает ей напиться, принеся воду в сложенных руках и с восторгом ощущает прикосновение ее губ к своим пальцам.

Заключительная часть трилогии “Паоло”, может быть, и более самостоятельна, но гораздо менее удачна. Автор стремился изобразить здесь идеальную любовь в духе Мишле, дать урок нравственности современной молодежи. Кроме того, Золя видел в “Паоло” “реакцию против романтизма”, “против рыданий и беспорядочных страстей” (1861), кричащих чувств и необузданных порывов.

Мелкие стихотворения 1858-1859 гг. во многом повторяют мотивы поэм. Мечты о жизни среди природы, о “королеве любви с белокурыми локонами и мечтательными глазами” находим в стихотворении “То, чего я хочу”; “Видение” кажется эскизом “Эфирной”; “Моим друзьям” – наивная копия “Майской ночи” Мюссе, оживленная несколькими автобиографическими мотивами (воспоминания о юношеской дружбе под небом Прованса).

Заключаются поэтические отрывки, напечатанные у Алексиса, грациозным маленьким стихотворением, в котором автор предлагает возлюбленной свои поцелуи вместо поэмы. Рассмотренные стихотворные попытки Золя, конечно, не представляют самостоятельного литературного интереса. Но, раскрывая несколько шире вопрос о влияниях, испытанных в раннем периоде творчества, они вместе с тем помогают полнее понять характер лирических и поэтических элементов в позднейших произведениях писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтические произведения Золя