Роман Мечта (Золя Эмиль)
В октябре 1888 года на прилавках книготорговцев появился шестнадцатый том «Ругон-Маккаров», роман «Мечта». Действие «Мечты» .автор развернул в вымышленном городке Бомон-при-Храме, в воображаемой обстановке, под сенью старинного романского собора, который властвует над всем и подчиняет себе все окрест. Героиня романа Анжелика, воспитанная в доме приемных родителей точно в монастыре, в полной оторванности от окружающей жизни, создает в своем воображении, под влиянием увлекших ее католических легенд, очаровательный неземной мир.
Ее
Пытаясь «воссоздать жизнь такой, какой она не бывает», писатель, по словам Анатоля Франса, «впадает в неправдоподобие и фальшь». Ничто не связывает эту книгу с действительностью Франции пятидесятых — шестидесятых годов, с центральной идеей социальной? серии «Ругон-Маккаров». Кажется, что она была написана ради того, чтобы сгладить неблагоприятное впечатление, оставленное «Землей».
После «Мечты» Золя принялся за книгу совершенно иного плана,
Сюжет романа, как сначала он представлялся писателю,- это история совершенного па железной дороге убийства и его расследования. В процессе работы он уточняет тему: «Написать остросюжетный трагический роман, нечто кошмарное, вроде «Терезы Ракен» — исследование последствий преступления». Герой романа, машинист Жак Лантье (сын прачки Жервезы из «Западни»),- весь во власти тяготеющей над ним безумной страсти к убийству, ему на роду было написано стать преступником. Судьба его предопределена дурной наследственностью.
Рок вкладывает в руки Жака нож, и он совершает убийство. Поведение и поступки машиниста Лантье из находят разумного объяснения, их трудно вывести из характера этого скромного, даже застенчивого человека. Они являются результатом наследственного алкоголизма.
В трактовке образа Жака восторжествовали надуманные представления писателя о том, что человек — раб инстинктов, что он подвластен лишь «зову крови».
Вместе с тем в обрисовке других персонажей ‘романа Золя выдвигает на первый план социальные моменты. Никакие наследственные недуги не тяготеют над председателем суда Гранмарепом, над Севериной, Мизьером, которые предстают как безобразные порождения собственнического общества, превращающего человека в зверя, по существу еще более опасного, чем маньяк Лантье.
Источники:
- Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча.
Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса.
М., «Худож. лит.», 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)
Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840-г1902) «Карьера Ругонов» и «Добыча» (оба-1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккары» (1871-1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851-1870).