Интермеццо журналиста Эмиля Золя
Литературная молодость Эмиля Золя завершается серией блестящих газетных статей. Они плотно заполняют творческую паузу между “Мадленой Фера” и “Карьерой Ругонов”. В них – ключ к объяснению контраста между “клиническим” романом 1868 г. и “политическим памфлетом” 1871.
Из документов, содержащих первоначальный план “Рутон-Маккаров”, видно что Золя в ту пору (1868- 1869) был еще в плену у принципов научно-позитивистической литературы. “Мое произведение,- писал он,- будет не столько социальным, сколько научным… Картина,
Дело законодателей и моралистов принять во внимание мои книги, извлечь из них нужные выводы и подумать о том, как врачевать раны”.
С 28 июля по 10 августа 1870 г. в оппозиционной газете “Сьекль” печатаются первые
Творческая метаморфоза Золя наметилась в результате кризиса, пережитого страной и им самим в годы войны, революции и разгрома Коммуны. Выступления Золя в периодике тех лет стали зеркалом его переживаний и средством выражения его общественной реакции.
Несомненно, правы те из новейших исследователей журналистского наследия Золя, которые говорят о незаменимом значении его публикаций в демократической прессе конца 60-х – начала 70-х годов для понимания мировоззренческих основ “Ругон-Маккаров” (М. Кан, А. Миттеран, С. Маневич и др.). Верно и то, что опыт документальной публицистики тех лет, у Золя всегда беллетризированной, образной, эмоциональной, субъективно окрашенной, немало дал для стиля будущего прославленного писателя.
К этому нужно добавить и нечто, еще никем не сказанное. Очерки, статьи, хроники, воспоминания Золя в республиканских газетах накануне написания “Ругон-Маккаров” бесценны также для уточнения взглядов Золя на искусство, в их наиболее чистой, отточенной остротой политической ситуации осмысленности.
Война как синоним Империи – тема всей демократической печати. Золя снова выступил по поводу этой глубоко волновавшей страну проблемы резче других. За антивоенные статьи в “Ла Клош” его привлекли к судебной ответственности. Процесс не состоялся только из-за начала осады Парижа.
Давний враг грабительских войн, несущих смерть и разрушения народам (“Кровь”, “История Юлия Цезаря” и др.), Золя вопреки официальной пропаганде громил милитаризм Наполеона III. Через несколько дней после начала франко-прусской войны он поместил в газете Луи Ульбаха маленький очерк “Деревушка” (25.УП 1870), поразительный по своей трагической поэтичности и силе убеждения. Золя, пожалуй, впервые в этом крохотном наброске обнаружил новое свойство своего пылкого и лирического дарования – гражданственный пафос. “Деревушка” Золя – безвестный уголок страны, ставший историческим документом преступного уничтожения мирных тружеников, сегодня кажется прообразом Лидице и Орадура…
Рядом с убежденными республиканцами и демократами – Гюго, Жорж Санд, Мишле – Золя называет Бальзака, “Бальзака, который, как ему казалось, отрицал то, что они утверждали”. “…Сколь же велика мощь революции,- рассуждает Золя,- если она смогла подчинить себе такого человека помимо его воли и незаметно для него! Роялист стал демократом, католик вольнодумцем…”.
В этой статье Золя впервые выдвигает проблему формирования художественного гения под влиянием исторических условий и прогрессивных политических идей, а также проблему народности подлинного реализма.
Объективная правда истории подсказала Бальзаку, что не среди “испорченной до мозга костей” аристократии и не среди буржуа – “эгоистов, честолюбцев, жадных животных, настойчиво, упрямо подстерегающих свою долю добычи”, а среди народа “надо искать свободный и живой дух нации”. Гений находит себя в служении общественному прогрессу. Творчество Золя “полная жизни драма” и “грандиозный обвинительный акт, не имеющий себе равного ни в одной литературе”. “Революция не только сделала Бальзака бессознательным демократом, она сделала его также провидцем, пророком будущего”.