Роман Земля (Золя Эмиль)

Июль, 1886 год. В письме к голландскому литератору Ван Саптен Кольфу Золя сообщает, что увлечен работой над очень сложным, доставляющим ему много хлопот романом. “Я хочу рассказать о крестьянах, об их жизни, обычаях и нравах. Я намерен затронуть вопрос собственности…

Должен признаться, что всякий раз, когда я предпринимаю какое-нибудь исследование, я неизбежно сталкиваюсь с социализмом.

Мне бы хотелось сделать для крестьян то, что я сделал для рабочих в “Жерминале”.

Попытка Золя увенчалась успехом. Ни одна книга писателя

не знала такого успеха, не принесла ему такой славы, как “Земля”. Но это была прежде всего скандальная слава.

В августе 1887 года, когда газета “Жиль Блас” еще не закончила публикацию “Земли”, молодые писатели, прежде разделявшие творческие искания Золя,- Поль Бонитен, Жозеф Рони, Поль Маргерит, Гюстав Гиш и Люсьен Декав – опубликовали статью, которая вошла в историю литературы как “Манифест пяти”. Не стесняясь в выражениях и оценках, они буквально смешали с грязью не только роман, но и его автора. “Земля” была названа ими “произведением ублюдочным”, а писатель – человеком,

“скатившимся иа самое дно помойной ямы”. Выступление этих литераторов поддержал Анатоль Франс, хотя он и осуждал их за оскорбительные замечания, касающиеся личности Золя.

Роман “Земля” – круто замешанная книга, от нее исходит терпкий и хмельной запах унавоженных полей, запах хлева и крестьянского пота. С ее страниц доносится шуршание колосьев спелых нив, пенье серпа, скрип рассохшихся телег, мычанье коров, грубая речь простонародья. Крестьяне “Земли” – это не те традиционные идиллические пахари, какими изображала их Жорж Санд. Они вызывают в памяти крестьян Оноре Бальзака, они немного сродни крестьянам Мопассана.

Это дети земли. С землей-кормилицей связывают они свои надежды на скупое счастье, из-за нее рушатся семейные связи, возникает вражда и ненависть. Земля – “зачинательница всякого доброго дела и всякого преступления” – становится причиной кровавых трагедий, больших несчастий, гибели людей.

Правдиво отобразив идиотизм и дикость деревенской жизни, которая будит в темных и невежественных людях низменные инстинкты, писатель увлекся показом биологической стихии, физиологических крайностей. Поэтому в “Земле” особенно назойливо выпирают натуралистические подробности. И все-таки А. Луначарский назвал этот противоречивый роман великой книгой, она заставляет думать о нетерпимости того положения, в котором находятся люди труда.

Пусть жизнь, отображенная Эмилем Золя, писала большевистская “Правда” в 1912 году, “более похожа на скотный двор, чем на истинно человеческую жизнь. Это не потому, что такова уж природа человеческая, а потому, что не устроено человеческое общество”.

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча.

    Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса.

    М., “Худож. лит.”, 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)

    Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840-г1902) “Карьера Ругонов” и “Добыча” (оба-1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею “Ругон-Маккары” (1871-1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851-1870).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман Земля (Золя Эмиль)