Первый роман Золя “Исповедь Клода”

Среди ранних произведений Золя, пожалуй, самым большим вниманием критики пользуется первый роман писателя “Исповедь Клода”. О нем не написано специальных, сколько-нибудь серьезных работ. Но зато он часто фигурирует в книгах и статьях самой различной проблематики, связанной с творчеством Золя. Сам Золя впоследствии критически отзывался о своем первенце.

Уже в письме Валабрегу, то есть вскоре после публикации “Исповеди Клода”, он писал: “…В романе много слабых мест, в нем заключено еще немало ребячества… Книга не мужественна.

Она как крик ребенка, который плачет и возмущается”.

Но тем не менее, для историка литературы первый опыт Золя в жанре большой прозы важен и в плане психологии творчества, и в аспекте идейно-эстетической эволюции писателя. “Исповедь Клода” – произведение для этой эволюции “эпохальное”. Это художественное поле, на котором видны следы боя начинающего романиста с самим собой за понимание жизни, хотя тогда еще в объеме довольно ограниченном, и за новые средства передачи этого понимания.

Над романом “Исповедь Клода” Золя работал в перерывах между “сказками” и статьями уже

начиная с 1862 г. и возлагал на него большие надежды. Новая книга должна была окончательно укрепить творческую репутацию начинающего автора и дать ему возможность, освободившись от нудных обязанностей клерка, заняться исключительно литературой.

Выход в свет произведения в конце 1865 г., действительно, несколько улучшил материальное положение молодого писателя и, главное, позволил ему, оставив издательство, ринуться в “открытое море” литературной борьбы, что он и сделал в статьях сборников “Что мне ненавистно” и “Мой Салон”. Но критика, одобрившая год тому назад “Сказки Нинон”, встретила новый роман Золя в штыки. Не отказывая ему в известной дозе таланта, рецензенты единодушно упрекали Золя в утрате “молодости и чистоты”, в том, что от изящной манеры сказок он перешел к фотографированию безобразного, грубым, чрезмерным преувеличениям, аморальности и т. п.

В самом деле, стремясь к новизне и самостоятельности, Золя пренебрег в новом произведении уже испытанным успехом своих ранних “эссе” и резко изменил в “Исповеди Клода” не только жанр, но, в значительной мере, и художественную манеру. Интересно, что главным пунктом обвинения для большинства рецензентов был переход Золя к реализму, который они усматривали в его новом произведении.

“Дебютировав в прошлом году в грациозном жанре книгой чистой фантазии – “Сказки Нинон”, г. Эмиль Золя бросился в противоположную крайность и испробовал себя в “Исповеди Клода” в самом отвратительном реализме”,- писал уже известный нам Г. Ваперои. “Крайности реального”, “пагубное влияние реализма” находят в нем и другие критики. Даже генеральный прокурор, просматривавший книгу по поводу обвинения ее в аморальности, в рапорте министру юстиции отмечает присущие ей “тенденции реалистической школы”. На судьбе книги это вмешательство не отразилось, ибо генеральный прокурор счел, что “установка романа не является безнравственной” и поэтому он не должен подвергаться преследованиям как “противоречащий общественной морали”.

И в то же время многие указывали на явную связь “Исповеди Клода” с романтизмом. Эти противоречивые отзывы, отмечавшие в романе одновременно и романтическое, и реалистическое начало, несмотря на порой неверное и примитивное понимание самих терминов, все же не случайны и обусловливаются стилевой двуликос-тью произведения.

Форма лирического сказа, экзальтированная искренность, описание трудной любви,- все это неминуемо ведет к родоначальнику трагедий чувствительного сердца – “Вертеру” и еще более непосредственно – к французской сентиментально-романтической традиции “субъективного романа”. Но следует быть осторожными в выводах. При более внимательном анализе в романтическом стандарте первого романа Золя обнаруживаются новые, своеобразные черты, характерные для будущего натуралиста.

“Личный роман”, “роман-исповедь” должен быть рассмотрен прежде всего по линии главного героя-рассказчика. Нельзя отрицать наличия автобиографических элементов в этом произведении. И именно за них ухватились прежде всего критики.

Ваперо и другие с сомнением говорят о претензии Золя являться только редактором исповеди “несчастного ребенка”, случайно попавшей к нему в руки. И, правда, естественно было видеть в этом рас-

Это мнение подтверждалось данными полицейского обследования биографии, деятельности и связей Золя, приведших прокурора к выводам, что “молодой писатель не имеет твердых политических взглядов и его стремления остаются прежде всего литературными”.Разрешение на публикацию “Исповеди Клода” было подписано министром юстиции, министром внутренних дел и префектом полиции. Необходимо учесть, что дело происходило уже в так называемый “либеральный” период Второй империи.

“Реализм” романа критики усматривали преимущественно в откровенном изображении отношений Клода и Лоране, в оголенном показе “постыдных чувств и страстей”. Наличие автобиографических элементов подчеркивается посвящением книги друзьям юности Сезанну и Байлю и именем героя. Как отмечалось выше, Клод – псевдоним молодого Золя, которым подписаны его воинствующие статьи о живописи в “Эвенман”.

Наконец, в последнее время доказано на основании анализа переписки, что Золя в наиболее тяжкий период своей нищенской юности (1860- 1861), как и Клод, прошел “жестокую школу реальной любви” (встреча с Бертой). Лэпп прямо называет главу об “Исповеди Клода” – “Автор в роли героя”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Первый роман Золя “Исповедь Клода”