Главная героиня романа Золя “Исповедь Клода”
Героиня Золя – образ отталкивающий. Преждевременно поблекшая, тупая, навсегда отравленная развратом, “она оказалась дурнушкой: закрытые глаза были почти без ресниц, лоб низкий и покатый, рот крупный и вялый. Какая-то преждевременная старость стерла контуры ее лица и наложила на него печать усталости и алчности” (таков первый портрет Лоране). В то время, как Клод – комок нервов, человек, живущий эмоциями и идеалами, Лоране – низменная натура, наделенная примитивными инстинктами животного.
Ее “душа запятнана, ум потерян”.
Отрицательная характеристика героини настолько полна, что редкие проявления у Лоране глубоких человеческих чувств кажутся неоправданными. Ни трагический монолог Лоренс, заставивший Клода оставить ее у себя, ни то, что сам он считает ее и Мари “жертвами общества”, “дочерьми бога, замученными людьми”, не дает,
Центральным в романе, безусловно, остается образ Клода. Лоране, полностью с ним контрастируя, как бы призвана подтвердить основную мысль произведения: нищета, одиночество, оторванность от широких интересов, пассивно-романтические мечты гибельны для чувствительных и восторженных натур. Спасение в моральной чистоте, сближении с природой, в жизненной борьбе.
Тем не менее, являясь по полноте физиологической характеристики и гиперболизированной мрачности предшественницей Терезы Ракен, фигура Лоране имеет и самостоятельное значение в процессе отказа Золя от романтических штампов, в формировании первого этапа его натуралистической поэтики.
“Исповедь Клода” – отчетливо выраженный образец жанра “личного романа”. Полная изолированность героя от окружающего мира превосходит даже положение Адольфа (Б. Констан), который связан с ним как член великосветского общества.
Не говоря уже о романе Мюссе (“Исповедь сына века”), где автор пытается показать широкую историческую, социально-политическую и морально-философскую обусловленность характера и поведения своего героя.
Обстановка Европы 20-х годов, настроения наполеоновского общества, литературное влияние Гете и Байрона – “двух самых великих после Наполеона гениев нашего века,- которые посвятили свою жизнь тому, чтобы собрать все элементы скорби и отчаяния, рассеянные в мире” (Мюссе), рост неверия и разочарованности среди современной молодежи, все это должно было объяснить болезненный пессимизм и бездеятельность Октава.
Золя лишает свой роман какого бы то ни было общественно-исторического реального фона. “Исповедь Клода” – психологическая драма, разыгрываемая пятью персонажами в четырех стенах убогой мансарды. Лишь бледные отзвуки неизвестной, но жестокой действительности доходят извне, обрекая героя на”безработицу, нищету и одиночество. И только последнее (бедность и одиночество) является непосредственной атмосферой и источником сюжетного развития в романе. Эта изолированность, а также лирический пафос изложения (роман написан в эпистолярной форме) сближает произведение Золя с ранней повестью Флобера – “Ноябрь”.
Частично соприкасаясь с ней и в теме, “Исповедь Клода” дает все же более широкое и близкое к реализму ее разрешение.
Основная пара персонажей, уже в значительной мере освобожденная у Золя от романтических покровов (особенно Лоране), дополняется в романе еще тремя участниками действия (Жак, Мари, Маргаритка). Каждый из образов несет определенную идейную и психологическую нагрузку в произведении. И вместе с тем они составляют естественную и типическую жизненную среду героя.
Клод и Лоране, Жак и Мари – две пары, разоблачающие “райскую любовь” мансарды. Первая олицетворяет мучительную и позорную страсть, рожденную нищетой; вторая – “выгодный” союз проституированной невинности Мари с холодной расчетливостью Жака, спокойно позволяющего девушке умереть на чердаке, когда болезнь сделала ее непригодной для роли любовницы.
Моральному противопоставлению экзальтированной чистоты Клода и цинического практицизма Жака соответствует психологический контраст Клода и Лоране, Мари и Жака. И, наоборот, те же качества сближают чужих любовников, что дает возможность создать перекрестные психологические конфликты в ограниченной атмосфере романа.
Маргаритка – этот гнилой, зловонный “цветок” мансард – фигура, может быть, наиболее характерная и колоритно выписанная. В прошлом гризетка, теперь сводня и нищенка, прожорливая и порочная, она завидует и болезненной красоте умирающей Мари, и грязной развращенности Лоране, вмешивается со своей отвратительной моралью в отношения любовников, дает позорные и унизительные советы. Маргаритка вырастает в образ обобщающий, не теряя вместе с тем индивидуального характера. Эта старуха – последняя ступень лестницы порока.
Она – будущее Мари и Лоране, живое воплощение нищеты и сумы.