Сюжет романа Жерминаль (Золя Эмиль)

С середины 70-х годов во Франции начинается подъем массового рабочего движения, которое после Коммуны некоторое время находилось в плену реформизма. Экономический кризис 1875 года, особенно усилившийся к 1878 году, привел к росту социалистических идей и вызвал волну стачек по всей стране. В 1880 году, на Гаврском съезде, было оформлено создание Французской рабочей партии, руководимой Жюлем Гедом и Полем Лафаргом, с марксистской в основном программой; в следующем, 1881 году произошел раскол Рабочей партии; полемика лидеров различных направлений – сторонников Геда, анархистов и “мнимых социалистов – поссибилистов широко освещалась в прессе.

Амнистия коммунарам, которой в 1880 году, после десятилетней борьбы, добилась прогрессивная общественность Франции, привлекла еще большее внимание к социализму. Золя, чутко откликавшийся на все новое в жизни, после “Западни” собирался написать еще один рабочий роман, “по преимуществу политический и революционный”, отнесенный к маю 1371 года, с рабочим-коммунаром в качестве главного героя. Но тем временем в 1878 году произошла стачка в шахтах Анзена, в 1880 и 1884 годах – две стачки в копях Па-де-Кале, в 1882 году – стачка в Монсоле-Мии.

И Золя, захваченный драматизмом пролетарской борьбы, изменил первоначальный замысел: вместо романа о коммунаре появился роман об углекопах – “Жерминаль”. Окончательно это произведение оформилось во время пребывания Золя в Анзене, где он лично наблюдал забастовку двенадцати тысяч рабочих, продолжавшуюся пятьдесят шесть дней и окончившуюся поражением.

“Жерминаль” – уникальная книга в творчестве Золя и во всей французской литературе XIX века. В ней впервые с громадной художественной силой изображено столкновение труда и капитала как двух враждебных общественных классов, затронут тот конфликт, которому, по прозорливому замечанию Золя, предстояло стать “главным вопросом XX века”. С необычайной для его времени смелостью Золя положил в основу сюжета не семейные коллизии или деловую карьеру героя, а эпизод классовой борьбы пролетариата – историю стачки. Открытие этой темы было величайшей заслугой Золя как писателя.

В “Жерминале” он поднялся над своими натуралистическими схемами и, опередив литературных современников, создал эпическое полотно народной жизни и народного возмущения, исполненное высокой правды, гуманности и суровой поэзии.

Действие “Жерминаля” отнесено к 1865 году и основано, как всегда у Золя, на тщательном изучении документов. Но он не ставил себе задачу написать исторический роман. Как и в других книгах “Ругон-Маккаров”, он проецировал прошлое на современность и обратно, выверял и освещал одно другим, жертвуя исторической точностью ради широты художественного обобщения.

В “Жерминале” документы 1860-х годов соединены с фактами, относящимися к рабочему движению 1880-х годов, когда создавался роман, и это усиливало его актуальность.

Источники:

    Золя Эмиль Тереза Ракен. Жерминаль.- Мл Правда, 1981.-720 с.

    Аннотация: В настоящее издание выдающегося французского писателя Э. Золя (1840-1902) вошли два его наиболее известных произведения: “Тереза Ракен” и “Жерминаль”.



Сюжет романа Жерминаль (Золя Эмиль)