Анализ стихотворения Бунина “Ковыль”

Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и “Словом о полку Игореве” задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона “Слова” в свое стихотворение, дополняя его размышлениями.

Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте “Ковыля”.

Произведение состоит из двух частей: первая из них стилизована под “Слово” и погружена в средневековую эпоху, вторая

написана по принципам современного стихосложения и отделена от событий прошлого столетиями.

Узнаваемый тонический стих, риторические вопросы, олицетворения, синтаксические анафоры и параллельные конструкции, постоянные эпитеты – комбинация художественных средств первой части порождает иллюзию “старинной были”, созданной древним автором. Изображая предутренние сумерки, поэт наполняет их неясными звуками, туманом, холодом. Визуальные, звуковые и даже осязательные образы передают душевное смятение героя.

Интонации второй части более спокойны: пейзажная зарисовка сменяется неторопливыми

раздумьями, отодвигая мотив тревожных предчувствий на второй план.

Лексические доминанты одинаковы для обеих частей стихотворения. Заря и тьма, поле и травы, ветер и дорога, орлы и волки – эти образы перекликаются с художественным миром “Слова”. В пространстве поэтического текста особо выделяется символический образ степи – безмолвной, дремотной и загадочной.

С ним связаны мотивы неизвестности, скрытой угрозы и смерти.

Тема потаенного – самостоятельная, не связанная с идейным содержанием “Слова”. Таинственная атмосфера усиливается настойчивыми риторическими вопросами, которые в финале перерастают в восклицания. Природа не откликается на просьбы героя, храня многозначительное молчание.

Образ “ковыля сонного”, завершающий первую часть и концовку стихотворения, символизирует вечное и неизменное Всебытие, венчающее бунинскую философию.

Вторая важная тема, развивающаяся вне контекста “Слова”, – мотив памяти. Лирический герой пытается отыскать следы далекой битвы среди “тоскующих полей”, желая приобщиться к духовному опыту предков и прикоснуться к непостижимому.

Баланс между традицией и творческим поиском поддерживается и на лексическом уровне. Показательны фразы, в которых одно определение относится к постоянным эпитетам, а другое – к авторским находкам: “ветер буйный и тоскливый”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Ковыль”