“Перед закатом набежало” анализ стихотворения Бунина

История создания

Стихотворение “Перед закатом набежало” было написано Буниным в 1902 г. и напечатано в журнале “Мир Божий” № 8 за 1902 г. Первоначально стихотворение имело заголовок “Первая любовь”.

Литературное направление и жанр

Реалист Бунин умудрялся создавать такие поэтические пейзажи, которые позволяют увидеть картины природы, услышать звуки, пережить чувство прекрасного. Стихотворение “Перед закатом набежало” относится к жанру пейзажной лирики, хотя в последней строфе речь идет о первой любви. Но в этом стихотворении, вопреки традиции, не природа становится фоном любви, а любовь гармонически вплетается в природу, становится ее частью.

Недаром же Бунин снял заголовок, сместив акцент с человека на природу.

Некоторые исследователи относят стихотворение к жанру элегии, исходя из ноток легкой грусти, горечи, вызванных воспоминаниями о прошлой любви, которой не дано вернуться.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Первая строфа рисует состояние природы перед дождем. Указывается, в какое время суток пошел дождь (перед закатом).

Вторая строфа описывает летний дождь. В третьей строфе перед мысленным взором лирического героя проносится целая череда виденных им дождей. Герой рассуждает о том, какое ливни производят на него впечатление.

Последняя строфа – ассоциативное воспоминание об одном из таких дождей, когда лирический герой и его возлюбленная безуспешно прятались от ливня в лесу.

В целом композиция своей внезапностью напоминает стихию вдруг налетевшего летнего дождя. Основная особенность бунинской пейзажной зарисовки – динамизм, быстрая смена картинок, причем воображение лирического героя позволяет путешествовать как в прошлое, так и в будущее.

Тема стихотворения – летний дождь.

Основная мысль: молодой человек счастлив, когда влюблен, он ощущает себя частью природы, все ее проявления радостны для него, даже дождь.

Тропы и образы

Стихотворение Бунина “Перед закатом набежало” нужно увидеть внутренним зрением, иначе его яркие образы останутся пустыми словами. Облако над лесом закрыло закатное солнце. Но, когда оно вышло из-за тучи, появилась радуга.

Бунин описывает пейзаж первой строфы с помощью динамичных метафор: облако набежало, радуга упала, все засверкало. Он избегает замедляющих повествование эпитетов. В этой строфе буйство света и цвета.

Во второй строфе Бунин дает всестороннюю характеристику летнего дождя с помощью эпитетов стеклянный, редкий и ядреный. Олицетворение “с веселым шорохом спеша”, включающее в себя эпитет, создает настроение, которое от дождя передается лирическому герою. Одушевленному дождю внимает затихший, дышащий прохладою (олицетворение) лес.

Инверсия с постоянным эпитетом лес зеленый превращает образ леса и дождя в фольклорный, песенный.

Третья строфа динамична за счет синтаксиса. Односоставные (без сказуемых) и неполные предложения передают не только быструю смену летней погоды, но и лихорадочно скачущие мысли лирического героя.

После многоточия лирический герой вспоминает прошлые ливни золотые (инверсия и эпитет, обозначающий не столько цвет, сколько эмоции, связанные с ливнем). Противопоставление испуга и радости, соединение их в одном образе ливня вызывает у лирического героя приятные эмоции, воспоминания. В третьей строфе появляются двое, обозначенные местоимением “нас”.

Динамизм последней строфы еще усиливается. Глаголы, описывающие события прошлого (возможно, далекого), употреблены в будущем времени (добежим – стихнет). Зато дальше у лирического героя кончаются слова для выражения эмоций.

Он только может назывными предложениями обозначить то, на что падает его счастливый взгляд: росистый куст, взор, счастливый и блестящий, холодок покорных уст (эпитеты с инверсией во втором случае). Читатель и сам догадывается, какие действия производят влюбленные в чаще под росистым кустом. Эмоции, переполняющие лирического героя и в прошлом, и теперь, когда он вспоминает тот дождь, выражены междометиями и восклицательными предложениями.

Звуки природы помогает воссоздать звукопись. Повторение гласного а в первой строфе передает открытость души лирического героя навстречу природе, звуки дождя во второй строфе рисуются согласными ш и ж.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Перед закатом набежало” анализ стихотворения Бунина