Анализ стихотворения Бунина “Северное море”
С детства сроднившийся с картинами типичного среднерусского ландшафта, поэт впервые увидел море в 19-летнем возрасте, когда совершал первую поездку в Крым. Молодого автора поразила необъятная мощь водной стихии, оставляющая в душе внимательного созерцателя отблеск “красоты и правды неземной”. С тех пор морская тема – одна из излюбленных в творчестве Бунина.
“Северное море” создано в 1897 г., на завершающем этапе становления самостоятельной художественной манеры. Формально произведение относится к жанру сонета: за двумя катренами
Лирическую фабулу составляет пейзажная зарисовка: автор изображает бушующее море, величественное и страшное.
Ветер, который получает сразу три характеристики – “холодный”, “упорный” и “резкий”, становится первым акцентом в симфонии бури. Затем определяется позиция лирического “мы”: моряки-гребцы пытаются спастись от разбушевавшейся стихии. От общей группы
Его гипнотизирует картина морского шторма.
Изображая волны, автор выделяет их силу и динамичность, концентрируя три однородных сказуемых в рамках одной стихотворной строки. Волны сравниваются с горами: этот художественный прием организован по признаку высоты двух природных объектов. Для характеристики толщи воды используется знаковый колоризм “черный”, в котором актуализируется обширный спектр негативных коннотаций.
Зловещая картина нарастающего шторма завершается при помощи олицетворений: ветер “вторит”, “выбирает”, и особенно – дует “напрягши грудь”. Поведение ветра и чаек напоминает реакцию разумных существ, совместно участвующих в ужасном акте мести. Образ скалистой “каменной стены”, появляющийся в финале произведения, выглядит как недоброе предзнаменование.
“Северное море” сходно по тематике и настроению со стихотворением “В окошко из темной каюты”, написанным годом ранее. Его мрачный колорит складывается из других слагаемых. Пароход, который кажется безопасным прибежищем, получает наименование “полуночный гроб”.
Драматичность ситуации усиливается контрастом “кипящего потопа” волн и спокойствия звездного неба, безразличного к земным тревогам.
- Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес” Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Молодость” Произведение, написанное весной 1916 г., начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев – с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка. В ней выделяется единственный цветовой акцент – яркая синева подснежников. Синий […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Сон на море” В стихотворении Ф. И. Тютчева “Сон на море” проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…” Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на “ты”. Известный факт творчества поэта – […]...
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского “Море” Стихотворение В. А. Жуковского “Море” выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра – элегии. Элегия в переводе с греческого – жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, […]...
- Анализ элегии Жуковского Море Элегию “Море” (1822) невозможно понять без знания основных образов-символов романтизма и взглядов на творчество самого В. Жуковского. Свои видения и представления о жизни романтики нередко передавали через изображение морской стихии. Изменчивость человеческой жизни символизировал образ бушующего моря. Судьба человека ассоциировалась с кораблем, который как судьба человеческая, вынужден подчиняться воле волн и ветру “жизненного моря”. Море […]...
- Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Море и утес” В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий – “грохот летних бурь”, бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался хаос мирозданья. Человек у Тютчева всегда был одинок и бессилен в этом хаосе природного мира. Думается, именно об этом говорит поэт в стихотворении “Море и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Море и звезды” Отношения Афанасия Фета с супругой, Марией Боткиной, складывались весьма непросто. Этот брак поэт заключил по расчету, хотя всю жизнь любил другую женщину, Марию Лазич, погибшую при весьма странных обстоятельствах. Фет винил себя в ее смерти, считая, что если бы женился на девушке из небогатой семьи, то был бы по-настоящему счастлив. Уже через несколько лет после […]...
- Сочинение по картине Ивана Айвазовского “Буря на Черном море” Много людей увлекаются прекрасными видами моря, когда оно находится в спокойном состоянии. Глядя на умеренные волны можно привести свои мысли в порядок и расслабиться. И мало кого манит агрессивная стихия и морского шторма. Эта сила может уничтожить целые города. Человек, попавший в шторм, играет со смертью. Иван Айвазовский на своей картине “Буря на Черном море” […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Шумели листья, облетая…” В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума – характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный “симптом” в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до “осеннего воя”, “смятенья”, а кружение листвы – до “пляски жуткой”. Последние два примера […]...
- “Море” анализ стихотворения Жуковского Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка. В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок. Тема стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Индийский океан” Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на “окраину земли” – “дикий и прекрасный” Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник “Воды многие”, над которым автор работал во время плавания, содержит размышления поэта о вечных, “незыблемо-священных” основах бытия. Сияющее небо и вода, похожая на “сплав зеленых самоцветов”, противопоставляются человеческой […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Восход луны” Темой произведения, созданного в грозовую осень 1917 г., стала теплая летняя ночь. Лирического героя занимает живая жизнь природы в ее изменчивости, в игре звуков и света. Сосредоточенность на динамике пейзажа и смене человеческих ощущений – особенности, позволяющие говорить о тенденциях импрессионизма в художественной манере Бунина. Звукопись зачина создает впечатление неясного шелеста и легкого дуновения ветра: […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Земля и море” Стихотворение “Земля и море”, созданное в 1821, впервые было опубликовано через четыре года в журнале “Новости литературы”. При его написании Пушкин ориентировался на идиллию древнегреческого поэта Мосха, жившего во втором веке до нашей эры. Точнее – не на сам первоисточник, а на переложение под названием “К спокойствию”, сделанное Николаем Федоровичем Кошанским. Он служил в Царскосельском […]...
- Анализ стихотворения Северянина “Солнце и море” В 1913 году московское издательство “Гриф” выпустило сборник “Громокипящий кубок” Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры. Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. “Хабанеру II” Лев Николаевич […]...
- Изложение с описанием природы: Северное сияние Длинные полярные (в несколько месяцев) дни и ночи, морозная снежная зима, северные сияния – все делало службу в Заполярье по-своему романтичной и интересной. Вспоминаю, как впервые в жизни мне довелось увидеть северное сияние. Я выполнял ночной полет на потолок. Скребя, как говорят, последние метры высоты, самолет ушел далеко в Баренцево море. Ночь была темная, безлунная. […]...
- Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Буря на Северном море” Влюбленный в море, очарованный страстью стихии и дикой мощью неконтролируемых природных явлений, Айвазовский продолжает писать серию картин на тему вечной красоты природы. Я смотрю на изображение ночного кораблекрушения, на фоне порванного ветром туч, гибнущих людей в пучине шторма при освещении желтого фонаря луны, и меня завораживает происходящее. Понимание того, что человек в своей беспомощности подобен […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского “Море” Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
- Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Буря на Черном море” Выдающийся русский художник-маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский создал множество картин, на которых изображено море. Все произведения великого художника завораживают, заставляют забыть обо всем, проникнуться величием и силой грозной морской стихии. Картина “Буря на Черном море” была создана в 1873 году. Мы видим страшный шторм. Огромные волны, грозовое небо, затянутое тучами. Морская стихия не на шутку […]...
- Сочинение по картине И. К. Айвазовского “Море. Коктебельская бухта” Картина “Море. Коктебельская бухта” была написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1817 году. На переднем плане я вижу небольшой пляж, на который набегают пенные волны. На пляже лежит рыбацкая лодка, устремленная носом в сторону волнующегося моря. Видно, что волны сильно ее потрепали. Парус весь сбился в бесформенный куль. Лодка бортом уткнулась в большой камень. Создается впечатление, […]...
- Самое “жуковское” стихотворение (по стихотворению “Море”) Я думаю, что среди всех стихотворений Жуковского очень трудно выбрать самое “жуковское”. Каждое стихотворение – это особый мир. Поэт вкладывает в свое творение часть души, эмоциональные переживания и чувства: все, что у него накопилось. Я считаю, что стихотворение “Море” – самое “жуковское”. Мне кажется, что Жуковский в какой-то степени похож на море; он такой же […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Зеркало” Порог между реальностью и вымыслом, книга воспоминаний, отражение души, знак беды или вызов судьбе – многослойный образ зеркала, созданный в литературе, уходит мистическими корнями в глубину веков. В стихотворении, написанном Буниным зимой 1916 г., возникает образ зеркала, решенный в контексте русских культурных традиций. Начинаясь с простой фразы о наступающих сумерках, лирическое повествование фокусируется на внутреннем […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Полдень” В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья, которые подарила ему эта поездка. В цикл стихов, посвященных этому путешествию, вошло произведение “Полдень”, написанное в 1909 году. Погожим августовским днем Бунин гостил на даче […]...
- Сочинение про море Сочинение про море Говорят, что море бесконечно. С географической точки зрения это, конечно, не так. Однако, если хотя бы на мгновение в него всмотреться, все сомнения сразу исчезают. Бескрайний горизонт такой необъятный, такой далекий. Люблю прогулки у моря. Они никогда мне не надоедают, ведь всегда разные. Само море не бывает одинаковым. Оно изменчиво по своей […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Ковыль” Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и “Словом о полку Игореве” задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона “Слова” в свое стихотворение, дополняя его размышлениями. Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте “Ковыля”. Произведение состоит из двух частей: первая из […]...
- Стихотворение “Море” В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады Стихотворение “Море” “Море” – одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр – элегия. “Море” написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний […]...
- Сочинение по картине Дубовского Море Русские художники всегда умели впечатлять своим мастерством. Русское творчество – необъятно, оно имеет свою атмосферу, своих героев, свой мир и сегодня хочу написать о прекрасной картине Николая Никаноровича Дубовского, под названием “Море”. Сам художник родился в 1859 году 5-го декабря в Новочеркасске. Своей деятельностью он внес огромный вклад в развитие искусства России, занял важную роль […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Седое небо надо мной…” “Седое небо…” отличается четким композиционным делением: первая часть произведения посвящена пейзажной зарисовке, вторая – размышлениям героя, в которых дается оценка очередному жизненному этапу. Поздняя осень, предстающая перед лирическим субъектом, безрадостна, темна и молчалива. На небе, плотно затянутом серыми тучами, нет просветов. Эта картина разительно отличается от нарядной гармоничной осени, изображенной поэтом в “Листопаде”, где присутствуют […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Еще и холоден и сыр Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей Орловской губернии. Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни, Бунин мысленно возвращается в прошлое и не перестает удивляться тому, что его сердцу гораздо милее […]...
- “Вечер” анализ стихотворения Бунина Стихотворение “Вечер”, написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нем поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы. Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов. В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути ее решения, во второй – тема получает […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Последний шмель” Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Забытый фонтан” Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, – первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности. Оба катрена сонета “Забытый фонтан” посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев – в этой картине чувствуется запустение […]...
- Анализ произведения Море (Жуковский В. А.) В данном произведении Жуковский сравнивает море с человеком, мысленно обращается к нему, как к живому и способному мыслить. Противопоставление разных состояний моря: безмолвное, лазурное, спокойное и бьющееся, воющее, рвущееся – характеризует состояние души человека, борющейся со злом и тянущейся к добру. Отсюда выявляется проблема произведения: борьба между добром и злом. Когда человеком движет добро, он […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Бушует полая вода…” Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами. Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Мы встретились случайно, на углу…” Сюжет встречи и разлуки влюбленной пары – сквозной для бунинской лирики. Первое событие почти неизбежно влечет за собой другое: любовь восхитительна, но краткосрочна. Она уходит, подчиняясь неведомой воле высших сил, и оставляет лишь воспоминания – светлые, волнующие, но печальные. “Мы встретились случайно…” не содержит внешнего активного и напряженного действия. Сюжет неуловим: создается иллюзия, что ничего […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Ночь” Стихотворение “Ночь”, написанное в 1901 году, – великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает читателей к лучшим образцам лирики Тютчева. Именно его считают главным в русской поэзии певцом ночи, умевшим тонко чувствовать ее. […]...
- Лирический сюжет и символика стихотворения “Море” Жуковского Без В. А. Жуковского нельзя представит себе русскую романтическую поэзию. Именно Жуковский заставил слово естественно передавать самые тонкие переживания человека. Кроме того, он преобразовал некоторые поэтические жанры: в первую очередь, послание и элегию. Единственная тема и основное содержание лирики Жуковского – душа человека, размышлениям о ней посвящена его поэзия. В своей лирике он создает обобщающий […]...
- Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “Кошка” Стихотворение “Кошка” написано Иваном Алексеевичем Буниным в 1907 году. Оно имеет некий трагический оттенок, чувство беспокойства не покидает читателя на протяжении всего стихотворения. Бунину не нужны символы, ведь и без них мы начинаем чувствовать состояние души лирического героя и самого автора. В стихотворении мы узнаем о кошке, которая навещает, по моему мнению, дом своего умершего […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Все лес и лес. А день темнеет…” Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и “божий мужичок”, добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, – многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции. Стихотворение, датированное 1899 […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Не устану восхвалять вас, звезды!” Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано смой природой. В лирических стихах Бунина присутствуют не только описательные моменты, но и философские размышления, что придает его произведениям глубинный смысл. В 1901 году поэт написал стихотворение “Не устану […]...